Cистемы управления. Нематериальная мотивация
Нематериальная мотивация
Необходимо отметить, что при повышении уровня жизни, тесно связанного с уровнем оплаты труда, повышается роль высших мотивов человека и снижается роль материальных, поэтому вложение ресурсов предприятия в повышение и уровня оплаты, и условий труда эффективнее, чем только в оплату труда.
Особый вопрос — это нематериальные мотивы деятельности. Это миссия (предназначение) предприятия и ценности, ориентированные на осуществление этой миссии. Однако они становятся внутренними для коллектива только тогда, когда исходя из них свою деятельность выстраивает высшее руководство. При этом «людей нельзя обмануть. В наших самых мимолетных действиях они ищут проявления стереотипов, и у них достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с нашими делами» [56, с. 95]. «К сожалению, очень многие менеджеры все еще полагают, что сотрудников можно убедить, сформулировав высокопарные ценности и произнося о них речи. Но большинство таких заявлений — бесполезная дань моде. Они ничем не подкреплены и представляют собой наборы банальностей, которые только усиливают скептицизм сотрудников» [57, с. 99]. Основной фактор — это системы организации, они формируют ценности и убеждения сотрудников [57, с. 99]. В административной системе с ее противоположностью интересов возможности нематериальной мотивации ограничены.