Cистемы управления. Формирование системы ключевых положений деятельности
Формирование системы ключевых положений деятельности предприятия
Возможности собственника ограничены: он может сформировать ключевые положения своего бизнеса, совместно с наемными руководителем и топ-менеджерами — ключевые положения предприятия и подразделений топ-менеджеров. Положения нижних уровней иерархии формируются уже без его участия. При этом только его личные интересы совпадают с интересами предприятия. Соответственно, «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы... главные проблемы — на уровне ее элементного состава, то есть людей, которые при соответствующих условиях способны сформировать организацию, а не наоборот» [63, с. 792].
Практически все проблемы позволяет разрешить рекурсивная процедура формирования организации и подбора кадров на базе ключевых положений собственника3 [30, 33, 34].
Отправной точкой является видение предприятия [64] собственников, состоящее из двух основных компонентов: ключевой идеологии и воображаемого будущего [65], но сформированных с минимальной избыточностью и представленных в такой форме отражения, которая позволяет изменять себя по ходу реализации этого представления в продукте, выступающем как цель [66]. «Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им. . . отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации — положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [67, с. 225].
Имея такие ключевые установки, собственник может подобрать руководителя предприятия, разделяющего их, и совместно с ним конкретизировать их, сформулировав ключевые положения предприятия. Далее собственник и руководитель могут подобрать топ-менеджеров, разделяющих эти положения, и совместно с ними конкретизировать их применительно к подразделениям. Такая процедура осуществляется рекурсивно до самого нижнего уровня иерархии предприятия. В итоге мы получаем формальную иерархическую систему ключевых положений деятельности предприятия, разделяемую коллективом и, соответственно, являющуюся основой неформальной организации — реальными правилами.
_______________________
3 Важнейшая из проблем эффективности предприятия состоит в подборе кадров [20].