3. Организационная документация предприятия – это иерархическая система
Если рассмотреть сами организационные документы включая система включающие необходимые положения деятельности персонала, то «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила – правила действуют системно, а не по отдельности. … Изучение правил требует многоуровневого анализа, а не анализа на каком-либо одном уровне» [Остром, 2010, с. 94, 109]. Как заметил Дуглас Норт, мы всегда имеем «взаимозависимые институты4; изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225], а в целом «кодексы организации представляют собой скопления нематериальных сил, воздействий, организационных привычек и должны быть приняты целиком» [Барнард, 2009, с. 271]. И уже в наши дни О.С. Сухарев пишет: «Разделить институциональное влияние никакими методами не удается, поскольку институты работают все сразу, иногда на перекрещивающихся или рядом расположенных полях действия, которые сами по себе могут быть как-то связаны» [Сухарев, 2020, с. 912–913].
Для эффективной деятельности предприятия требуются не отдельные организационные документы, отражающие определенные факторы деятельности, некоторые ситуации, а единая необходимая и достаточная система организационных документов, включающая все структурные элементы действия.
В уже существующем предприятии уже имеются основные и инструментальные средства производства, созданы определенные условия деятельности, приняты определенные организационные документы (которые могут быть и недокументированы – распространяться устно) – внешние для человека правила игры. Правила, формирующие соответствующие внутренние правила игры коллектива. А поскольку «организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [Норт, 1997, с. 92], то исходные цели предприятия задает собственник. Но только на уровне предприятия. И первые, по Парсонсу, необходимые организационные документы – это документы организации целеполагания5 – декомпозиции целей предприятия на все уровни иерархии предприятия – вплоть до рядового персонала, который и осуществляет реальную деятельность. Вторые необходимые организационные документы – это документы распределения средств и ресурсов создающих необходимые условия деятельности всех подразделений предприятия, всем рядовым сотрудникам, которые и осуществляет реальную деятельность. Третьи необходимые организационные документы – это документы определяющие принципы и нормы взаимодействия подразделений и персонала, принципы и нормы деятельности персонала. Ряд таких организационных документов определен законодательно: «Штатное расписание6», «Должностные инструкции7», «Положение о внутреннем трудовом распорядке 8(ПВТР)». При этом законодательство определяет право юридических лиц утверждать регулирующие корпоративные отношения иные внутренние документы предприятия, в которых могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица (ст. 52 ГК РФ). К таким документам относятся «Положение о предприятии», «Положения о структурных подразделениях», «Регламенты бизнес-процессов», «Положение об оплате труда и мотивации», «Регламенты бизнес-процессов», «Положение о корпоративной культуре», другие возможные документы. При этом нет четкой грани между этими организационными документами, например, «Положение о структурном подразделении» может включать и положения о принципах и нормах его деятельности, регламенты его бизнес-процессов, и др. В пределе вся система организационной документации предприятия может включать только иерархическую систему, включающую «Положение о предприятии» и «Положения о структурных подразделениях», каждое из которых отражает все факторы их деятельности. Но все же общие положения, подобные, например, ПВТР, выносятся в организационные документы общие для всего предприятия. При этом, например, ПВТР может содержать разделы, отражающие специфику отдельных структурных подразделений. Или эта специфика может отражаться в «Положениях о структурных подразделениях».
__________
4 Институты – это «правила игры в обществе или, точнее, придуманные людьми ограничения [регламенты], направляющие человеческое взаимодействие в определенное русло» [Норт, 1997].
5 «Если задачи организации неясны, ее члены, вероятно, заменят цели организации своими собственными целями» [Эмерсон, 2011, с. 123],
6 Институты – это «правила игры в обществе или, точнее, придуманные людьми ограничения [регламенты], направляющие человеческое взаимодействие в определенное русло» [Норт, 1997].
7 «Если задачи организации неясны, ее члены, вероятно, заменят цели организации своими собственными целями» [Эмерсон, 2011, с. 123],
8 Статья 189 ТК РФ.