|
ООО "КОРПСИС" +7 (495) 998-85-99
|
|
|
|
4. Организационная документация – это система, определяющая цикл деятельности предприятия
Необходимо отметить, что поскольку структурным элементом действия является «цель» – мы получаем не просто иерархическую систему организационной документации. Мы получаем одновременно и циклическую систему «цель-действие-результат-новая цель». Систему, отражающую специфическую деятельность на разных этапах этого цикла. А без такой циклической деятельности, с деятельностью – базирующейся на «текучке» – без оценки складывающейся ситуации, постановки соответствующих целей и анализе достигаемых результатов, выживание предприятия в условиях рыночной экономики просто невозможно.
Впервые это в 1913 году отметил Йозеф Шумпетер в своем труде «Теория экономического развития» [Шумпетер, 1982]. И такая цикличность – уже в ходе оперативной деятельности – отражена в цикле деятельности Уолтера Шухарта, и в цикле постоянного совершенствования PDCA Эдвардса Деминга [Деминг, 2012]. В соответствии с этим организационная документация и предприятия в целом, и каждого структурного подразделения, должны включать не просто предвидимые результаты, средства, условия и нормы их достижения. Организационные документы должны также включать:
-
Систему целеполагания. Во-первых, как систему определения предвидимых производственных результатов деятельности предприятия, подразделений, персонала, так и личных персонала. Во-вторых, как систему распределения ограниченных материальных ресурсов (средств производства), финансовых ресурсов (бюджетов), обеспечивающих получение необходимых и производственных результатов и предприятия, и личных. В-третьих, систему институциональных средств – положений организационной документации, определяющей нормы и принципы деятельности персонала, а также положительные/отрицательные санкции за соблюдение/не соблюдение положений самой организационной документации.
-
Систему целеосуществления – систему положений организационной документации, определяющую нормы совместной деятельности персонала, регламенты бизнес-процессов, регламенты технологических процессов.
-
Систему подведения итогов деятельности – определения фактически достигнутых производственных и личных результатов, являющихся базой для дальнейшего целеполагания постановки более высоких целей.
-
Систему развития предприятия.
Описывать и регламентировать системы, действующей на всех уровнях иерархии предприятия и на всех стадиях цикла его деятельности. Регламентировать так, чтобы вся эта иерархическая и циклическая система была направлена и на достижение целей предприятия (иначе у его собственника не будет интереса в поддержке своего предприятия), и на достижение интересов коллектива (иначе у него не будет мотива следовать этой положениям организационных документов, даже и самого участия в деятельности предприятия [Барнард, 2009]).
При этом на каждой стадии цикла деятельности должен обеспечиваться принцип справедливости: и при определении предвидимых результатов, и при распределении ресурсов, и при оценке результатов деятельности – везде. Иначе не будет ни высокой корпоративной культуры, ни эффективной деятельности предприятия.
__________________ Версия для печати
:
|
|
|