О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(80)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(56)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(203)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент, в отличие от традиционного менеджмента, позволяет достигать дальние цели в условиях непредсказуемой внешней среды. Некоторые авторы пытаются вводить понятия еще более эффективного менеджмента, например, инновационного, ситуационного, и т.д. Однако, стратегический менеджмент как раз и основан на и инновациях, и на изменении ситуации – в наше время вообще невозможно вести какую-либо деятельность без учета ситуации и инноваций – компания очень быстро обанкротится. Что же касается стратегии, то, как отмечали Томпсон-мл. и Стрикленд III «если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит рост стоимости компании, и не способен принимать долгосрочные решения, направленные на ее развитие» [Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III, А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа].

Без стратегии нет развития компании, она может вести только «постоянное улучшение» отдельных аспектов, эффект от которого зачастую находится на уровне инфляции, а то и ниже его. В тоже время такие несистемные «улучшения» приводят к побочным эффектам, накоплению противоречий, что, со временем, выливается в проблемы и кризисы. Эффективное развитие предприятия может обеспечивать не стратегия «постоянного улучшения», а стратегия развития предприятия – стратегия проведения системных изменений основных аспектов деятельности предприятия. Стратегия комплексного изменения социально-трудовых отношений, формальной организации, неформальной организации (организационной культуры) предприятия. Стратегия реализации долгосрочного решения, направленного на развитие предприятия. Однако это очень сложная задача, еще не имеющая методологии ее проведения. Имеются только отдельные частные положения и рекомендации.

Как отмечается и в литературе, и нашим Президентом, эффективность наших предприятий в среднем в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. При этом до 80% процентов этого разрыва приходится на нашу неэффективную организацию и управление – на неэффективный менеджмент. И как раз в этом направлении необходима стратегия проведения изменений, необходимая составляющая стратегического менеджмента, позволяющая не просто проводить «постоянное улучшение», а переводить предприятие на новый более высокий уровень развития. При правильном проведении стратегии развития поднять эффективность предприятия, достигнуть повышение до 80% от нашего отставания в 3-4 раза, т.е. поднять эффективность наших предприятий до 2-3 раз и более.

Причина же того, что такие очевидные системные изменения основных положений не проводятся, как раз и состоит в том, что эти положения являются основными, в необходимости их системного изменения – в радикальности изменений, в необходимости, фактически, реорганизации предприятия. Если небольшие несистемные изменения не приводят к нарушению статусов, вознаграждения, ответственности, загрузки руководителей и рядовых сотрудников, то системные изменения основ предприятия, как раз и планирует изменение этих достигнутых ими положений. И это не может не приводить к неизбежному сопротивлению с их стороны [Ансофф И. Стратегическое управление]. Сопротивлению не только проведению изменений, но и даже самим мыслям о проведении таких изменений. И, даже если стратегия проведения системных изменений разработана высшим руководством, то, как писал Ансофф «реализация стратегии не является автоматическим следствием ее разработки».

И это приводит к тому, что предприятия, ставя долгосрочные цели и разрабатывая стратегии их достижений, но не достигая поставленных целей, стали ограничивать понятие стратегии только ближними осязаемыми целями, доже целями «от достигнутого», что не позволяет нашим предприятиям эффективно развиваться. Низы сопротивляются изменениям, а верхи опасаются проведения системных изменений.

Таким образом, факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента уже известны, необходимо только определить теорию того, как эти факторы претворить в жизнь. Необходимы практические методики, позволяющие не только определять необходимые для развития предприятия методики, но и методики, позволяющие практически реализовывать необходимые существенные системные изменения.

__________

За истекшее после написания статьи время в ходе проводимых нами консалтинговых работ и теоретических исследований мы разработали весь комплекс вопросов эффективности стратегического менеджмента и достижения максимальной эффективности предприятия. Основой этих исследований явились труды  ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них лауреаты четырех Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016). Предпосылки наших методик стратегического менеджмента приведены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:

04.11.2014


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента"

06.07.2017 9:15  Валерия

В чем измеряется эффективность деятельности предприятия?

06.07.2017 11:16  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Эффективность организации с точки зрения собственника определяется теми целями, которые он ставит перед своей компанией: высокая прибыль – достигаемая прибыль и ее перспективы, капитализация – рыночная стоимость компании, захват рынка – процент своей доли рынка, и т.д. Если же речь идет о сравнительной с другими компаниями эффективности, то необходимо использовать общие принятые оценки, такие как, например, выработка на человека по чистому продукту:
Цитата:
ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ – показатель объема производства предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Ч.п. определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара. Ч.п. представляет собой аналог национального дохода на уровне предприятия.
Экономика и право: словарь-справочник


11.07.2019 12:16  Вера

А какой должна быть выработка на человека у хорошей компании?

11.07.2019 16:29  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В Москве выработка на человека в год у средней развивающейся компании должна составлять порядка 2-4 миллиона рублей. Однако есть компании, у которых выработка на человека меньше одного миллиона рублей, известны компании, где она около 0,6-0,7 миллиона рублей - это уже никуда не годится - компания просто влачит существование. Известна нам и компания с выработкой на человека в 9 миллионов рублей в год (на 2013 год) - это уже на уровне передовых компаний развитых стран.

08.12.2020 10:50  Андрей

Какие основные инструменты обеспечивают максимальную эффективность стратегического менеджмента?

08.12.2020 11:43  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Можно перечислить следующие основные инструменты (методы) позволяющие обеспечить максимальную эффективность стратегического менеджмента:
  • Предвидение развития внешней и внутренней ситуации.
  • Формирование видения предприятия "как должно быть" и ключевых положений этого видения, обеспечивающих будущие конкурентные преимущества предприятия.
  • Формирование видения предприятия "как есть" и ключевых положений этого видения.
  • Сравнение ключевых положений видений "как есть" и "как должно быть". Определение необходимых изменений в предприятии, его деятельности, и его продукции.
  • Разработка стратегии предприятия: системы тактических целей, достижение которых конкурентные преимущества предприятия; принципов (политик) достижения этих целей; программы действий по достижению этих целей.
  • Анализ реального изменения внешней и внутренней ситуации в ходе деятельности. Оценка достижения тактических целей, при необходимости коррекция стратегии.
  • Анализ достижения стратегических целей, новый цикл стратегического менеджмента.


12.03.2021 11:53  Игорь Васин

Если имеются все инструменты, то почему они не применяются? Ведь эффективность большинства наших компаний (я не говорю о Газпроме и подобных) ниже плинтуса!

12.03.2021 13:22  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В статье "Инструменты стратегического управления" мы отмечали:
Цитата:
Необходимо не просто разрабатывать стратегию, а разрабатывать ее так, чтобы коллектив имел мотивы к ее реализации и достижению стратегических целей. Но здесь уже никаких инструментов нет. Здесь необходимы система управления стратегическими изменениями в организации, базирующаяся на системе мотивации.
Именно без системы управлениями изменениями, инструменты стратегического менеджмента позволяют только разработать стратегию, но не реализовать ее.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

08.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

07.11.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022