Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Оценка эффективности стратегии развития

Отметим, предварительно, что термин «стратегия» имеет различные толкования. Мы принимаем трактовку Джеймса Куинна: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.].
 

И отметим также, что в настоящее время методы оценки эффективности стратегии развития в менеджменте не решены. Известны только частные оценки стратегии, например, О.С. Виханский пишет: «Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей» [Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2003. С. 57]. Только речь здесь идет не о разработанной стратегии развития, а о выбранных политиках, которые используются при разработке стратегии. Так О.С. Виханский далее пишет: «Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия — это лидерство в цене». И четко видно, что здесь термин «стратегия» применяется именно как политика, принцип, но никак не программа достижения поставленных целей.

И корень проблем при разработке стратегии развития предприятия заключается именно в том, что в классическом менеджменте не существует ни теории постановки целей развития, ни теории разработки стратегии развития. Соответственно если кто и приводит оценку эффективности стратегии развития, то, без постановки целей, только на уровне околонаучных рассуждений.

Собственно говоря, если мы поставим четкую конкретную достижимую социально-экономическую цель развития, то мы всегда можем разработать и стратегию достижения этой цели. Вопрос только в том, что необходимо ставить достижимую цель, а ее достижимость, как величина, определяются  тем, каким мы будем видеть это предприятие, какую систему ключевых положения деятельности (парадигму) оно будет иметь, какие социально-экономические результаты даст внедрение этих ключевых положений. Соответственно вопрос постановки цели и разработки стратегии - это единый взаимоувязанный вопрос, а оценка эффективности стратегии развития предприятия определится отношением этой новой достижимой цели к цели, достигнутой ранее. Но не только. Развитие предполагает проведение изменений в организации, и второй составляющей оценки эффективности стратегии развития будет то, какие и как мы будем проводить изменения – насколько адекватно мы разработаем частную стратегию проведения изменений.

И эти вопросы разрешены в методике развития ВПМ (Видение – Парадигма – Модель) на базе парадигмы СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация), основой которой явилась статья  «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация», журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014. Результатом применения этой методики и являются и максимально-достижимые цели предприятия, и система необходимых изменений парадигмы предприятия. Отсюда мы и можем получить оценку эффективности развития, принять решение о реализации этой стратегии – проведению необходимых изменений.

_____________

Методика ВПМ развита в ряде статей, последние из них: «Полная модель управления организацией», журнал «Менеджмент сегодня» №2, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте», журнал  «Менеджмент сегодня» № 1, 2018, «Целеполагание - основа современного менеджмента», журнал  «Менеджмент сегодня» № 2, 2018.

__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025