О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Оценка эффективности стратегии развития

24.05.2017
Отметим, предварительно, что термин «стратегия» имеет различные толкования. Мы принимаем трактовку Джеймса Куинна: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.].
 

И отметим также, что в настоящее время методы оценки эффективности стратегии развития в менеджменте не решены. Известны только частные оценки стратегии, например, О.С. Виханский пишет: «Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей» [Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2003. С. 57]. Только речь здесь идет не о разработанной стратегии развития, а о выбранных политиках, которые используются при разработке стратегии. Так О.С. Виханский далее пишет: «Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия — это лидерство в цене». И четко видно, что здесь термин «стратегия» применяется именно как политика, принцип, но никак не программа достижения поставленных целей.

И корень проблем при разработке стратегии развития предприятия заключается именно в том, что в классическом менеджменте не существует ни теории постановки целей развития, ни теории разработки стратегии развития. Соответственно если кто и приводит оценку эффективности стратегии развития, то, без постановки целей, только на уровне околонаучных рассуждений.

Собственно говоря, если мы поставим четкую конкретную достижимую социально-экономическую цель развития, то мы всегда можем разработать и стратегию достижения этой цели. Вопрос только в том, что необходимо ставить достижимую цель, а ее достижимость, как величина, определяются  тем, каким мы будем видеть это предприятие, какую систему ключевых положения деятельности (парадигму) оно будет иметь, какие социально-экономические результаты даст внедрение этих ключевых положений. Соответственно вопрос постановки цели и разработки стратегии - это единый взаимоувязанный вопрос, а оценка эффективности стратегии развития предприятия определится отношением этой новой достижимой цели к цели, достигнутой ранее. Но не только. Развитие предполагает проведение изменений в организации, и второй составляющей оценки эффективности стратегии развития будет то, какие и как мы будем проводить изменения – насколько адекватно мы разработаем частную стратегию проведения изменений.

И эти вопросы разрешены в методике развития ВПМ (Видение – Парадигма – Модель) на базе парадигмы СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация), основой которой явилась статья  «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация», журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014. Результатом применения этой методики и являются и максимально-достижимые цели предприятия, и система необходимых изменений парадигмы предприятия. Отсюда мы и можем получить оценку эффективности развития, принять решение о реализации этой стратегии – проведению необходимых изменений.

_____________

Методика ВПМ развита в ряде статей, последние из них: «Полная модель управления организацией», журнал «Менеджмент сегодня» №2, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте», журнал  «Менеджмент сегодня» № 1, 2018, «Целеполагание - основа современного менеджмента», журнал  «Менеджмент сегодня» № 2, 2018.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Оценка эффективности стратегии развития"

15.06.2017 12:51  Вера

Что такое основные факторы определяющие развитие предприятия?

15.06.2017 14:25  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные факторы (движущие силы), определяющие развитие предприятия, – это не директивное управление, а саморазвитие на достижение высоких целей предприятия.
Саморазвитие — это развитие предприятия без директив свыше. Саморазвитие предполагает наличие в организации следующих внутренних механизмов.

  • Механизм целеполагания, при котором инициатива постановки высоких целей в основном идет снизу.
  • Механизм самоорганизации, результатом которого является создание организации, обеспечивающей достижение поставленных целей, по инициативе снизу.
  • Механизм самоуправления – инициатива разработки программ достижения поставленных целей идет снизу.
  • Механизм саморегуляции – самоконтроля: выявление возникающих отклонений, выработку и реализацию корректирующих действий снизу.

Все эти механизмы должны эффективно управляться сверху, только не директивами, а соответствующей мотивацией. Если же такое управление отсутствует, то это будет самоорганизация не на достижение целей предприятия, а на достижение личных целей коллектива – дезорганизация предприятия.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Оценка эффективности стратегии развития", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022