Стратегия в менеджменте 3.4 Миссия
Определение потребителя и продукции это не просто констатация - это определение именно той продукции и именно тех ее свойств, которые выделят ее на фоне конкурентов и непременно завоюют потребителя, это предназначение предприятия – обеспечить определенные потребности потребителя таким наилучшим образом, как не могут другие.
Причем здесь надо понимать, что продукция предприятия это не только собственно сам продукт, но и обслуживание потребителя - при плохом обслуживании невозможно наладить продвижение даже самого распрекрасного продукта.
Это фактически определяет миссию предприятия, того, что предприятие даст обществу. И миссия это не просто слоган, а четкое и ясное определение того, почему за удовлетворением своих потребностей потребитель обратится именно в ваше предприятие. И здесь необходимы и маркетинговые исследования, и серьезный анализ, и изобретательство.
Особую роль играет миссия в сплочении коллектива. Идея обогатить собственника вряд ли сможет кого воодушевить на производственные подвиги, и она никак не может сплотить коллектив предприятия на ее достижение. Миссия же, как общественно важная цель, как раз и важна для сплочения коллектива, только общественно важная цель может взять верх над индивидуальными целями.
Миссия может составляться в нескольких вариантах, например, общая миссия (политическая) - для потребителя, для коллектива предприятия, и конкретная миссия, - для разработки видения и стратегии предприятия.
Миссия – предназначение предприятия в обществе, определение того, что дает предприятие потребителю, кому, какому потребителю, показывающее, что именно ваше предприятие наилучшим образом удовлетворит ожидания и потребности потребителя. Забегая вперед, скажем, что вопрос как оно это сделает, это вопрос видения предприятия.
Но необходимо отметить, что продукция создается персоналом предприятия, и персонал является третьей заинтересованной стороной (а в общем случае и не последней, имеются и интересы государства, и интересы поставщиков, и интересы кредиторов, и т.д.). И в некоторых случаях в миссию включается «согласование интересом всех сторон», т.е. то, что дает предприятие и персоналу, и всем другим заинтересованным сторонам. Но мы считаем, что это больше вопрос одного из отдельных разделов политики.