Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Оптимизация организационной структуры. Общие принципыЕдиной организационной структуры, одинаково эффективной для всех предприятий не существует. Каждое предприятие имеет свою индивидуальную оптимальную организационную структуру, зависящую от поставленных перед предприятием цели и стратегии ее достижения. Для одних предприятий это может быть линейная организационная структура (точнее одна из ее разновидностей), для других дивизиональная, для третьих матричная, и т.д.
Однако есть и общие принципы, позволяющие провести оптимизацию организационной структуры практически любого предприятия.
Во-первых, для эффективной работы в современных динамичных условиях организационная структура должна иметь минимальное число уровней иерархии определяемое из диапазона управления 7-11 непосредственно подчиненных на одного руководителя. При этом предприятие в 100 человек может иметь всего один уровень иерархии: руководитель – отделы - сотрудники. Однако в нашей практике мы встречали и предприятия в 60 человек с тремя уровнями иерархии: руководитель – директора по направлениям - отделы – сектора – сотрудники! Оптимизация организационной структуры такого предприятия может начинаться просто с устранения лишних уровней иерархии, даже не касаясь вопросов цели и стратегии предприятия.
Здесь уместно привести пример компании Дженерал Электрик, в которой Джек Уэлч, поставленный руководителем, снизил число уровней иерархии с 29 до 6! При этом подняв прибыль компании в 4, 5 раза!
Во-вторых – это принцип единоначалия, который существует даже в матричных организационных структурах с двойным подчинением – при этом полномочия руководителей разграничиваются и не пересекаются. К сожалению и здесь у наших предприятий не все в порядке, выход на вышестоящего руководителя «через голову» своего непосредственного и отдача руководящих указаний «через голову» нижестоящего, довольно обычная вещь. В одной из компаний, с которыми мы работали генеральный директор давал указания начальнику одного из отделов через голову директора по направлению, а директор по направлению отдавал указания сотрудникам отдела через голову начальника отдела. Ни к чему хорошему это не привело, конфликты, потеря ресурсов, срывы работ, переросли в кризис, и начальник отдела уволился.
В-третьих – большинство предприятий для устойчивости выпускают не один единственный продукт, а несколько продуктов, или даже несколько видов продуктов. Однако, при этом, не могут сказать, какую прибыль приносит каждый из продуктов, и вообще, все ли они прибыльны. В нашей практике, проводя анализ прибыльности продуктов одного из предприятий мы обнаружили, что несколько продуктов просто убыточны, и если снять их с производства, то эффективность предприятия повысится. Причина такого положения была в том, что предприятие не имело ведущих по продуктам, отслеживающих требования потребителей к продукту, спрос на продукт, аналоги конкурентов, необходимость модернизации продукта или снятия его с производства при завершении его жизненного цикла. И, если в организационной структуре не предусмотрены такие ведущие по продуктам (или комплексные подразделения, ведущие продукт), их следует ввести. При этом организационная структура предприятия оптимизируется, станет линейной продуктовой, линейно-функциональной или матричной.
И четвертое – организационная структура предприятия – это не просто плакат с квадратиками, висящий в кабинете генерального директора (а то просто лежащий где-то в одной из папок), это реально действующая структура с целями, полномочиями и ответственностью подразделений (Положения о структурных подразделениях), с их оптимальным взаимодействием (Регламенты), с их ресурсами (Бюджеты), структура, которая охватывает все структурные вопросы, структура, которая актуальна, структура, которая живет и развивается.
__________________ Версия для печати
|
|