Методика повышения эффективности предприятия (Гайд II)
119
своем конкретном предприятии накапливает специфические активы (которые более чем трудно найти на рынке труда), тацитные знания, которые невозможно формализовать в рабочих инструкциях. Работники все это понимают и при повышении заработной платы не спешат поднимать свою производительность. Более того коллективно противодействуют этому, а заменить целый коллектив практически невозможно80. И экспериментально было показано, что в наше время на производительность влияет только начальная заработная плата, а ее повышение производительность практически не изменяет [DellaVigna, List, 2016; Esteves-Sorenson, 2018]. Необходимо проведение серьезных организационных изменений.
В наше время повышение эффективности за счет повышения личных результатов коллектива — это проведение серьезных институциональных изменений с непременным сопротивлением. Методика повышения эффективности, если очень кратко, при этом следующая.
«Размораживание». Объявление персоналу, что для повышения эффективности деятельности руководство проводит повышение уровня оплаты труда (улучшение условий труда, другие вознаграждения ценные руководителям сотрудникам) за счет повышения последующих результатов предприятия. Если этого повышения не будет, то средств не будет и уровень оплаты придется вернуть на прежний уровень. Новый уровень оплаты зависит от ресурсов предприятия и чем он выше, тем на большее повышение эффективности можно рассчитывать. Но делать это повышение меньше чем на 15–20% нежелательно: у персонала не будет достаточных стимулов. На этой стадии осуществляется совместное определение и выбор возможных путей повышения эффективности, формулирование соответствующих «правил игры81», прогнозируемого повышения эффективности. Оценка готовности коллектива к проведению изменений. Разрабатывается программа повышения уровня оплаты труда с временными рамками. Издается приказ по предприятию о проведении этой программы и повышении уровня оплаты труда надбавками к заработной плате на эти временные рамки. Отмечается, что сотрудникам, не повышающим уровень своего труда надбавки могут быть сняты.
Основа успешности изменений - это видение организации, имеющей, в прогнозируемой ситуации, «максимальные горизонты возможностей», максимальный
__________
80 Еще Фредерик Тейлор отмечал, что «рабочие оказывали такое давление (как на заводе, так и вне его) на всех тех, кто начинал увеличивать свою производительность, что последние, в конце концов, принуждались либо работать, как все остальные, либо уходить с работы» [Тейлор, 1991]
81 Если коллектив не сможет выработать соответствующих «правил игры», то и повышения эффективности не будет, начинать проведение изменений невозможно.
119
Стр. 118 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 120
__________________
Версия для печати