69
4.2.2. Создание структурного подразделения и его внутренняя организация
Руководители структурных подразделений всех уровней иерархии, и рядовые сотрудники, принимаются на работу для достижения целей предприятия, но сами они приходят в предприятие для достижения своих личных целей. Ведь «единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы … цель организации не имеет значения для отдельного человека» [Барнард, 2009, с. 44, 86–87].
При этом создание естественных групп, осуществляющих производственную деятельность и искусственно набираемых групп предприятия, принципиально отличается. В естественных группах осуществляется отбор членов по сходству их «сущностных50 идей». И если бы люди не обладали в любой момент времени согласием в отношении этих сущностных идей, если бы у них не было сходных концепций времени, пространства, причины, числа и т.д., стало бы невозможным любое согласие между умами и, следовательно, всякая совместная жизнь» [Дюркгейм, 2018, с. 52]. Именно такой отбор определяет и возможность создания первичной социальной группы, и солидарной инструментальной группы с ее моральными правилами.
Набираемый же в подразделение наемный персонал изначально является ассоциацией автономных индивидуальностей из которых «не может выйти ничего, кроме индивидуального, и следовательно, сама кооперация, представляющая собой социальный факт, подчиненный социальным правилам, не может из них возникнуть» [Дюркгейм, 1991, с. 261]. И в новой организации, «где не успела вырасти скоординированная с формальной организацией неформальная, обеспечить эффективную и рациональную кооперацию практически невозможно» [Барнард, 2009, с. 223]. Персонал не знает кому и что можно поручать, кому и в чем можно доверять, и т.д. Как отмечал Э. Дюркгейм «разделение труда может происходить только между членами уже установившегося общества. А не между конкурирующими и чуждыми индивидами, необходимо, чтобы между людьми существовали моральные связи. Без этого образование связного целого было бы чудом» [Дюркгейм, 1991, с. 257, 259]. Без этого даже при наличии чисто экономических отношений люди остаются чуждыми друг другу [Дюркгейм, 1991, с. 502].
__________
50 Фредерик Теннис писал: «Весь дух, даже дух самого простого человека, выражается в способности мочь и в соответствии с этим — в волении: его образ мыслей, душу, совесть формирует не только то, что он изучал, но также — хотя и в связи с воспринятыми учениями — способ мышления и ощущения, унаследованный им от ушедших, но продолжающих оказывать на него влияние предков и предшественников. Вот почему волю в таком понимании я называю сущностной волей... Сущностная воля определяется укладом жизни определяемым обычаями, религией, унаследованными от предков и предшественников, подсознательно объединяющими их, обуславливающие различные ее формы [Тённис, 1998].
69
Стр. 68 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 70