Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
4.3. Экономическая организации предприятия
78
4.3. Экономическая организации предприятия
Бюрократическая организация базируется на целеполагании сверху, компромиссе труда и капитала на базе неформального вертикального реципрокного обмена между руководителем и подчиненными [Жемчуговы, 2020a, 2021b, 2022b, 2022c] (см. раздел 2.5.6). Экономическая организация базируется на суррогатном обмене предприятия и работника53. «К экономической организации предъявляются два ключевых требования — измерение производительности вводимых ресурсов и вознаграждение за их использование ... экономическая организация, через которую сотрудничают владельцы вводимых ресурсов, будет более эффективно использовать свои сравнительные преимущества в той мере, в какой это будет способствовать выплате вознаграждений в соответствии с производительностью» [Alchian, Demsetz, 1972, с. 778]. И, как отмечают Марина Додлова и Мария Юдкевич, это разрешает проблему принципал-агент: «Стандартное решение проблемы принципал-агент подразумевает, что принципал, который не может наблюдать за усилиями агента, мотивирует последнего к высоким усилиям, устанавливая вознаграждения, связанные с результатами54» [Dodlova, Yudkevich, 2009, p. 23]. Необходим анализ результатов деятельности подчиненного его руководителем. Только проблема здесь в том, что результаты деятельности отдельных подразделений и сотрудников «не имеют денежной ценности на рынке» [Мизес, 2006, с. 72]. И оценка не может быть объективной. Кроме того, оценка результата не может быть сколько-нибудь полно формализована.
Как отмечал Карл Поланьи: «если действует обмен на основе фиксированных ставок (decisional exchange), хозяйство интегрируется не рыночным механизмом, а [формальными] факторами, фиксирующими эти ставки» [Поланьи, 2007, с. 56].
С точки зрения персонала, интерес человека заключается не в его производственной деятельности, а в получении вознаграждения за формально заданные результаты, а не саму производимую продукцию.
К экономической организации относится сдельная оплата труда с фиксированными расценками, оплата по фиксированному времени на выполнение задания, оплата «по конечному результату» работников и структурных подразделений, оплата по измеримым
__________
53 В своей внутренней среде «фирма является узкоспециализированным суррогатным рынком» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 793].
54 Для того чтобы агент действовал в интересах принципала, последнему необходимо принимать соответствующие действия [Jensen, Meckling, 1976].
78
Стр. 77 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 79
__________________ Версия для печати
|
|