ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Управленческий консалтинг 100 лет назад и в настоящее время

Имена Фредерика Тейлора и Гаррингтона Эмерсона связывают и с истоками развития теории научного управления, и с зарождением консалтинга [ Лучкова и др., 2020]. Фредерик Тейлор (1856—1915) начал свою карьеру простым рабочим, но уже в период с 1890 по 1893 годы занимал пост генерального управляющего крупной компанией Manufacturing Investing Company. Затем, Тейлор поступил консультантом на Bethlehem Steel, где им и была разработана всемирно известная теория научного менеджмента. Тейлор стал консультантом, владевшим как опытом простого рабочего, так и опытом руководителя, и возможно три эти составляющие и позволили ему разработать и успешно внедрять "системный базовый производственный менеджмент" (именно это было указано на его визитке). Примерно аналогично сложилась и судьба Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1931). Он занимался бизнесом, но в 1903 году оставил его и стал консультантом в национальной железнодорожной компании. В 1911 г. в своем бестселлере Гаррингтон Эмерсон сформулировал двенадцать принципов эффективности (в переводе на русский – производительности), при этом первым принципом были «точно поставленные идеалы или цели», вторым – здравый смысл, а на третьем месте стояла компетентная консультация. При этом он писал, что «нет той области, где компетентная консультация была бы нужнее, чем в области применения остальных одиннадцати принципов». Иными словами, все вопросы повышения эффективности деятельности требуют, для своего практического решения компетентной консультации. Он писал также: «Подлинно компетентный совет никогда не может исходить от одного человека. Мы со всех сторон окружены естественными законами мира, законами, частично понятыми и сведенными в системы, частично же никому еще не известными. Прямые или косвенные указания нужны нам от всякого человека, знающего в том или ином вопросе больше других; мы не можем и не должны останавливаться на сведениях последней недели, последнего месяца, года, десятилетия или даже столетия, но обязаны всегда пользоваться специальными знаниями, которые сегодня находятся в руках немногих, но завтра распространятся по всему миру».

Собственно истинный консультант и должен иметь опыт рядового работника, руководителя, свою, апробированную собственной деятельностью, теорию эффективного управления. При этом, как мы видим на примерах Фредерика Тейлора и Гаррингтона Эмерсона, теория формулируется именно на стадии консультирования, а не на стадии руководства.

В современном мире консалтинг, с кардинальным изменением рыночной ситуации, с развитием, как производства, так и смежных наук, играет существенно большую роль, чем 100 лет назад. Но, к сожалению, консалтинг подвергся существенной коммерциализации, зачастую превратился просто в бизнес. В бизнес, в котором достаточно трудно оценить достигнутый результат, более того, результат зависит, не только от консультанта, а и от самого консультируемого предприятия, внедряющего новые методы управления, предлагаемые консультантом – есть, на что свалить неудачи. Соответственно появилось много «консалтинговых» компаний, имеющих штат молодых консультантов, не имеющих никакого управленческого опыта, не поварившихся в реальных практических проблемах, просто тиражирующих «модные» управленческие концепции на любое предприятие, без серьезного анализа предприятия, без поиска именно тех средств, которые нужны именно этому конкретному предприятию в данной конкретной ситуации. Наш известный социолог А.И. Пригожин называл такой перенос «организационной патологией», признаком гибели предприятия.

Консультирование по вопросам системного базового менеджмента – это, по некоторым классификациям, «управленческий консалтинг». Однако систему мотивации и организационную культуру чаще всего относят к «кадровому консалтингу», внешне это вроде бы логично, но, по сути, это неверно – как же можно управлять без мотивации, без организационной культуры? Управление организацией – это управление людьми, управление и кадры – неразделимы. Мотивация присутствует и в системе Тейлора (его даже называют основоположником теории мотивации), а в двенадцати принципах Эмерсона – и мотивация, и культура.

Как и раньше, существуют различные направления консалтинга: "системный базовый производственный менеджмент" (слово «производственный» далее будем опускать, поскольку сейчас оно имеет более узкий смысл) и консалтинг по отдельным направлениям. По классификации FEACO, применяемой в Европейском справочнике-указателе консультантов, насчитывается 84 вида предметных областей консалтинга. Однако следует отметить, что многие области взаимосвязаны. Например, по указанной классификации: организационная структура, организация и методы управления, мотивация, культура корпорации и т.д. – это только отдельные, но взаимосвязанные элементы «системного базового менеджмента». Невозможно рассматривать культуру без мотивации, мотивацию без целеполагания - организации и методов управления, последнюю без организационной структуры и т.д.

При этом, как четко указал Парсонс: «Существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов». [Парсонс, 2000, с. 199]. Это же отмечали и А.Н. Леонтьев, Линда Хонольд и Роберт Сильвермен, В.М. Ефремов, и др. Положение о том, что существует минимальный набор структурных элементов действия (необходимая и достаточная система факторов деятельности предприятия) как концепций/понятий, которые в сжатой форме (как ДНК у человека) отражают деятельность предприятия и его результаты, образуя связную систему с минимальной избыточностью.

И наша компания с 2016 года определила необходимые направления поиска такой системы, далее их развивала, и сделала целый ряд практических шагов по ее нахождению, а также по разработке на ее основе методике организации деятельности предприятия и разработки соответствующих регламентов деятельности [Жемчуговы, 20016-2022]. А в марте-апреле текущего 2024 года завершило разработку и апробацию этой методики. Она отражена в итогах нашего исследования «Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III)»  PDF, краткой статье «Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика»  PDF .

Итогом такой методики является разработка и внедрение необходимой и достаточной иерархической системы регламентов деятельности предприятия, направляющих коллектив на достижение целей предприятия, а также свобода самоорганизации коллектива в рамках регламентов этой системы. При такой методике мы получаем и формальную организацию предприятия [систему регламентов], и неформальную организацию [самоорганизацию коллектива]. А «формальная организация – это ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – это ключевой фактор жизнеспособности» [Барнард, 2009, с. 284]. Мы получаем эффективное предприятие с общностью интересов всех сторон деятельности, свободно адаптирующееся к непредсказуемой среде его деятельности, свободно выявляющие и внедряющие необходимые инновации.

Более полную информацию по необходимой и достаточной системе факторов Вы можете получить на наших семинарах и тренингах. Все наши услуги и цены.

Также более подробную информации о консалтинге и наших консалтинговых услугах, Вы можете получить  по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

_____________________

Список литературы

Барнард Ч. 2009. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2016. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. № 6(58). С. 4–30.;
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2017. Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. № 2. С. 116–132.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2022. Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) // Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023. Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика Деп. в ВИНИТИ РАН 13.06.2023, № 26 – В2023.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2024. Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. В-2024. 33 с.
Жемчугов 2024. Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. В-2024. 379 с.
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
Лучкова Д.В. и др. 2020. Особенности управленческого консалтинга в прошлом и настоящем / Д.В. Лучкова, В.А. Микосянчик, И.Н. Нестеренко // Экономика XXI века - экономика новых возможностей. Актуальные вопросы теории и практики экономики и управления: сборник научных статей / Ассоциация «НИЦ «Пересвет». Санкт-Петербург: ООО "Фора-принт", Ассоциация «НИЦ «Пересвет». С. 121-125.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024