А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Менеджмент сегодня. 2018. №2.
ВВЕДЕНИЕ
Как отмечал А.И. Пригожин «Механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а вся деятельность должна определяться постановкой целей» [1, с. 41]. Соответственно для эффективной деятельности предприятия мы должны обеспечивать управление как постановкой целей, так и их достижением. Последнее хорошо проработано в менеджменте, а вот управление целеполаганием практически не развито. В различных работах по менеджменту выделяют стратегический менеджмент, менеджмент изменений, менеджмент развития, кризисный менеджмент и др. Можно сказать, что все виды менеджмента затрагивают управление целеполаганием, только зачастую не отмечая это явно, углубляясь в другие аспекты. Правда в последнее время отмечается, например, что целеполагание — это одна из ключевых проблем стратегического менеджмента [2]. Только если разобраться, целеполагание — это основа любого менеджмента, в том числе управления по целям (MBO), в рамках которого также необходимо определять цель [3]. «Единство целеполагания и целеосуществления — это основа эффективности социального управления» [1, с. 41]. При этом А.И. Пригожин отмечал: «Выработка целей — это разновидность социального творчества, в котором объективные и субъективные элементы находятся в сложном соотношении. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, вычислены из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [1, с. 41].
Генри Минцберг выделял два аспекта организации деятельности предприятия, такие как: «конфигурация» — создание устойчивых структур организации и реализация стратегии в рамках устойчивых состояний, и «трансформация» — изменение стратегии. «Конфигурацию, как правило, описывают и исследуют теоретики (ибо речь идет о концептуальных вопросах), в то время как трансформация практикуется менеджерами и предписывается (главным образом) консультантами (поскольку дело это на редкость замысловатое)» [4, с. 276]. Однако если разобраться, то после решения проблемы целеполагания при изменении стратегии останутся только хорошо проработанные вопросы достижения поставленных целей. Генри Минцберг также отмечал, что «перемены не могут быть «управляемыми» — по крайней мере если это слово применяется в значении «принуждение» [4, с. 268]. И здесь проблема не в управлении изменениями, а в целеполагании без «принуждения». Такое целеполагание Джон Коттер определял, как лидерство: «Лидерство» порождает перемены, необходимые для того, чтобы воспользоваться новыми возможностями, избежать серьезных угроз, создать и осуществить новую стратегию» [5, с. 84–85].
Таким образом, мы должны рассматривать не вопросы изменения стратегии, организационных изменений, выхода из кризиса, инноваций и т.д., а вопрос целеполагания, который является ключевым для менеджмента. Мы должны учитывать, что менеджмент включает два основных раздела — целеполагание и целеосуществление — а не большое число различных составляющих. В данной статье рассматривается именно вопрос целеполагания, который уже давно определен как самый важный, но фактически еще не поставлен — он отнесен к сфере творчества, лидерства, изучается консультантами, а не теоретиками менеджмента. Вероятно, именно поэтому А.Э. Петросян в своем исследовании «Природа организационных целей» (2015) отмечает: «…приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [6, с. 76].
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема целеполагания Гегеля и ее разрешение
Известные модели целеполагания
Социальные проблемы целеполагания и их разрешение
Рекурсивная модель целеполагания
Заключение
Литература
Ключевые слова: целеполагание, модель целеполагания, социальное управление, институциональная среда, проблемы управления, ключевые положения, парадигма СТОО
Адрес статьи на сайте издательства: Целеполагание — основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. - 2018. - №2.
Полный текст статьи, в соответствии с договором с издательством, будет опубликован на сайте в июле 2018 года - опубликован 22 августа.