О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.06.2018

Целеполагание — основа современного менеджмента

А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Менеджмент сегодня. 2018. №2.

ВВЕДЕНИЕ

Как отмечал А.И. Пригожин «Механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а вся деятельность должна определяться постановкой целей» [1, с. 41]. Соответственно для эффективной деятельности предприятия мы должны обеспечивать управление как постановкой целей, так и их достижением. Последнее хорошо проработано в менеджменте, а вот управление целеполаганием практически не развито. В различных работах по менеджменту выделяют стратегический менеджмент, менеджмент изменений, менеджмент развития, кризисный менеджмент и др. Можно сказать, что все виды менеджмента затрагивают управление целеполаганием, только зачастую не отмечая это явно, углубляясь в другие аспекты. Правда в последнее время отмечается, например, что целеполагание — это одна из ключевых проблем стратегического менеджмента [2]. Только если разобраться, целеполагание — это основа любого менеджмента, в том числе управления по целям (MBO), в рамках которого также необходимо определять цель [3]. «Единство целеполагания и целеосуществления — это основа эффективности социального управления» [1, с. 41]. При этом А.И. Пригожин отмечал: «Выработка целей — это разновидность социального творчества, в котором объективные и субъективные элементы находятся в сложном соотношении. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, вычислены из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [1, с. 41].

Генри Минцберг выделял два аспекта организации деятельности предприятия, такие как: «конфигурация» — создание устойчивых структур организации и реализация стратегии в рамках устойчивых состояний, и «трансформация» — изменение стратегии. «Конфигурацию, как правило, описывают и исследуют теоретики (ибо речь идет о концептуальных вопросах), в то время как трансформация практикуется менеджерами и предписывается (главным образом) консультантами (поскольку дело это на редкость замысловатое)» [4, с. 276]. Однако если разобраться, то после решения проблемы целеполагания при изменении стратегии останутся только хорошо проработанные вопросы достижения поставленных целей. Генри Минцберг также отмечал, что «перемены не могут быть «управляемыми» — по крайней мере если это слово применяется в значении «принуждение» [4, с. 268]. И здесь проблема не в управлении изменениями, а в целеполагании без «принуждения». Такое целеполагание Джон Коттер определял, как лидерство: «Лидерство» порождает перемены, необходимые для того, чтобы воспользоваться новыми возможностями, избежать серьезных угроз, создать и осуществить новую стратегию» [5, с. 84–85].

Таким образом, мы должны рассматривать не вопросы изменения стратегии, организационных изменений, выхода из кризиса, инноваций и т.д., а вопрос целеполагания, который является ключевым для менеджмента. Мы должны учитывать, что менеджмент включает два основных раздела — целеполагание и целеосуществление — а не большое число различных составляющих. В данной статье рассматривается именно вопрос целеполагания, который уже давно определен как самый важный, но фактически еще не поставлен — он отнесен к сфере творчества, лидерства, изучается консультантами, а не теоретиками менеджмента. Вероятно, именно поэтому А.Э. Петросян в своем исследовании «Природа организационных целей» (2015) отмечает: «…приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [6, с. 76].

СОДЕРЖАНИЕ

Проблема целеполагания Гегеля и ее разрешение

Известные модели целеполагания

Социальные проблемы целеполагания и их разрешение

Рекурсивная модель целеполагания

Заключение

Литература

Ключевые слова: целеполагание, модель целеполагания, социальное управление, институциональная среда, проблемы управления, ключевые положения, парадигма СТОО

Адрес статьи на сайте издательства: Целеполагание — основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. - 2018. - №2.

Полный текст статьи, в соответствии с договором с издательством, будет опубликован на сайте в июле 2018 года - опубликован 22 августа.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Целеполагание — основа современного менеджмента ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

04.06.2020 20:03   Светлана   Статья: Жизненный цикл организации

Может ли жизненный цикл организации повлиять на изменение её организационной культуры?


04.06.2020 21:17   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Жизненный цикл организации

Дело в том, что, по большому счету, каждая стадия жизненного цикла организации - это определенное состояние ее культуры: действующих норм и принципов деятельности - института - правил игры (на каждой стадии они различны). Так что изменения стадий жизненного цикла организации является следствием изменения ее культуры.



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020