|
ООО "КОРПСИС" +7 (495) 998-85-99
|
|
|
|
Система стратегического управления организации
Аннотация новой статьи 2021 года: "Система стратегического управления организацией".
Понятие стратегии в менеджменте впервые было определено еще Альфредом Чандлером в 1962 году. Тем не менее, и стратегия, и стратегическое управление организацией в основном остается в рамках научных статей и монографий. Основная причина этого в том, что в капиталистическом предприятии интересы собственника и наемного руководства, управляющего предприятием, противоположны. Стратегия собственника направлена на его личные интересы, в которые входит развитие его собственного предприятия. В личные же интересы наемного персонала входит его личное развитие, и даже с нанесением ущерба предприятию. Соответственно только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!). Предлагаемая статья, на базе наших предыдущих с анализом и развитием трудов классиков экономики и социологии, лауреатов Нобелевских премий по экономике, показывает что это и возможно, и необходимо.
Статья 2012 года:
Система стратегического управления – это система управления, основанная на разработке программы достижения поставленной цели с учетом имеющихся у организации ресурсов и прогноза внутренней и внешней среды в рамках принятых организацией политик. На реализации принятой стратегии с учетом изменений внутренней и внешней среды, возможных отклонений от принятых программ. При этом подразумевается, что как реализация программы, иак и внутренняя и внешняя среда постоянно контролируется и, при необходимости, проводятся необходимые предупреждающие и корректирующие мероприятия, а даже и корректировка самой стратегии, корректировка поставленных целей.
Собственно стратегический подход в управлении крупными корпорациями развивался с двадцатых годов прошлого века, но только в 1962 г. термин «стратегическое управление» был принят в менеджменте. Сейчас уже общепринято, что стратегическое управление является самым эффективным способом управления, и не только в бизнесе, но и в управлении любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими, – любыми социальными организациями.
Основой и отправной точки системы стратегического управления является цель организации - конкретная измеримая цель, и миссия организации – предназначение организации в обществе. В коммерческих организациях целью обычно является прибыль (или ее производная) а миссией – удовлетворение потребностей потребителей, через которое коммерческая организация и получает прибыль. В некоммерческих организациях и цель, и миссия, заключается в удовлетворении потребностей общества, только цель должна определяться как конкретная измеримая цель. При общих размытых формулировках цели управление не может быть эффективным.
Сама постановка цели организации не входит в задачу системы стратегического управления, входит только разработка частных целей - "дерева целей". И в этом основная проблема: во-первых, при этом цель организации является внешней по отношению к ее руководителям и персоналу и не является внутренним мотивом их деятельности - необходима внешняя мотивация. Во-вторых, как уже отмечалось, при изменении внуьренней и внешней среды возникает необходимость корректировеи цели организации, а это уже выходит за рамки системы стратегического управления - это прерогатива системы целеполагания. Однако, как отмечается: Более того, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [1, с. 76].
Более того, жаже сформулированные цель и миссия организации еще не позволяют разработать программу достижения поставленной цели. Необходимо видение организации, которая сможет исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной цели. Пожалуй, формулирование этого видения является самым сложным моментом в стратегическом управлении. Ведь видение организации и ее цель взаимосвязаны и именно видение организации определяет цель, которую может ставить и достигать организация. Это говорит о том, что система целеполагания и стратегического управления - это единая система [8-10]. Однако "видение" - это огромный массив неструктурированной разнородной субъективной информации. Необходимо на базе "видения" формировать необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих деятельность организации - парадигму организации [3-4]. Текущий парадигму "как есть" и парадигму "как должно быть" обеспечивающую максимально достижимые результаты организации.
Определив же парадигму "как должно быть", можно задать частные стратегические цели и программы практического достижения этой парадигмы и, реализовав эти программы, построить организацию, способную исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной максимальной цели.
С точки зрения кибернетики, система стратегического управления – это система управления, имеющая несколько цепей обратной связи, имеющая цепи обратной связи, как на оперативном уровне, так и на стратегическом. Система управления, анализирующая и контролирующая как реализацию планов и программ деятельности, так и реализацию самой парадигмы организации "как должно быть". Система, проводящая необходимые коррекции (управление) для достижения поставленной цели.
Главная цель любой организации – это ее развитие. Если деятельность организации не будет обеспечивать ее постоянное развитие - постоянное совершенствование парадигмы "как должно быть" (неизбежное при изменениях внешней среды), то она просто не выдержит конкуренции, со временем обанкротится или станет ели-ели сводить концы с концами. И это развитие идет двумя путями: эволюционным (постоянное улучшение за счет отдельных локальных изменений) и революционным (переводом на новые более высокие уровни развития за счет совершенствования парадигмы "как должно быть" - проведения соответствующих системных изменений). Эволюционный путь идет достаточно безболезненно, но и результаты невелики. Кроме того отдельные несистемные изменения приводят к накоплению противоречий, а со временем и к возникновению проблем и кризисов. При этом, как писал еще Александр Богданов, организация или умирает, или разрешает проблемы и кризисы революционным путем [12].
Выводы
-
Система статегического управления и система целеполагания - это единая система.
-
Должны быть две стратегии организации: стратегия постоянного улучшения – стратегия «от достигнутого», и стратегия перевода предприятия на новый более высокого уровня развития – стратегия скачка, и это две совершенно разные стратегии, основанные на совершенно разных принципах. Первая - это классическая стратегия не включающая вопросов о и ей посвящено большое число работ, вторая только зарождается, ей, например, посвящены статьи [2, 7-11].
Список литературы
-
Петросян А.Э. (2015). Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета. No3. С. 68–78.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2014). Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегический менеджмент. №4. С. 304-316.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. №6. С. 4-30.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. №11. С. 3-29.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. № 12. С. 3-13.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Парадигма менеджмента и парадигма предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. №3. С. 7-14.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. №2. С. 116-132.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Целеполагание и стратегическое управление развитием организации // Менеджмент сегодня. №3. С. 196–213.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте // Менеджмент сегодня. № 1. С. 144-159.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание – основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. № 2. С. 144-159.
-
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). «Решение проблемы мотивации персонала» и «Проблемы мотивации персонала: практическое решение» // «Мотивация персонала и оплата труда» №3, №4 2018;
-
Богданов А.А. (1989). Тектология: всеобщая организационная наука. Кн. 1. М.: Экономика. — 304 с.
Редакция 2018 года
__________________ Версия для печати
:
|
|
|
|