О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (105)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

05.01.2012

Система стратегического управления организации

Аннотация новой статьи 2021 года: "Система стратегического управления организацией".
Понятие стратегии в менеджменте впервые было определено еще Альфредом Чандлером в 1962 году. Тем не менее, и стратегия, и стратегическое управление организацией в основном остается в рамках научных статей и монографий. Основная причина этого в том, что в капиталистическом предприятии интересы собственника и наемного руководства, управляющего предприятием, противоположны. Стратегия собственника направлена на его личные интересы, в которые входит развитие его собственного предприятия. В личные же интересы наемного персонала входит его личное развитие, и даже с нанесением ущерба предприятию. Соответственно только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!). Предлагаемая статья, на базе наших предыдущих с анализом и развитием трудов классиков экономики и социологии, лауреатов Нобелевских премий по экономике, показывает что это и возможно, и необходимо.

 

Статья 2012 года:

Система стратегического управления – это система управления, основанная на разработке  программы достижения поставленной цели с учетом имеющихся у организации ресурсов и прогноза внутренней и внешней среды в рамках принятых организацией политик. На реализации принятой стратегии с учетом изменений внутренней и внешней среды, возможных отклонений от принятых программ. При этом подразумевается, что как реализация программы, иак и внутренняя и внешняя среда постоянно контролируется и, при необходимости, проводятся необходимые предупреждающие и корректирующие мероприятия, а даже и корректировка самой стратегии, корректировка поставленных целей.

Собственно стратегический подход в управлении крупными корпорациями развивался с двадцатых годов прошлого века, но только в 1962 г. термин «стратегическое управление» был принят в менеджменте. Сейчас уже общепринято, что стратегическое управление является самым эффективным способом управления, и не только в бизнесе, но и в управлении любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими, – любыми социальными организациями.

Основой и отправной точки системы стратегического управления является цель организации - конкретная измеримая цель, и миссия организации – предназначение организации в обществе. В коммерческих организациях целью обычно является прибыль (или ее производная) а миссией – удовлетворение потребностей потребителей, через которое коммерческая организация и получает прибыль. В некоммерческих организациях и цель, и миссия, заключается в удовлетворении потребностей общества, только цель должна определяться как конкретная измеримая цель. При общих размытых формулировках цели управление не может быть эффективным.

Сама постановка цели организации не входит в задачу системы стратегического управления, входит только разработка частных целей - "дерева целей". И в этом основная проблема: во-первых, при этом цель организации является внешней по отношению к ее руководителям и персоналу и не является внутренним мотивом их деятельности - необходима внешняя мотивация. Во-вторых, как уже отмечалось, при изменении внуьренней и внешней среды возникает необходимость корректировеи цели организации, а это уже выходит за рамки системы стратегического управления - это прерогатива системы целеполагания. Однако, как отмечается: Более того, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [1, с. 76].

Более того, жаже сформулированные цель и миссия организации еще не позволяют разработать программу достижения поставленной цели. Необходимо видение организации, которая сможет исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной цели. Пожалуй, формулирование этого видения является самым сложным моментом в стратегическом управлении. Ведь видение организации и ее цель взаимосвязаны и именно видение организации определяет цель, которую может ставить и достигать организация. Это говорит о том, что система целеполагания и стратегического управления - это единая система [8-10]. Однако "видение" - это огромный массив неструктурированной разнородной субъективной информации. Необходимо на базе "видения" формировать необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих деятельность организации - парадигму организации [3-4]. Текущий парадигму "как есть" и парадигму "как должно быть" обеспечивающую максимально достижимые результаты организации.

Определив же парадигму "как должно быть", можно задать частные стратегические цели и программы практического достижения этой парадигмы и, реализовав эти программы, построить организацию, способную исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной максимальной цели.

С точки зрения кибернетики, система стратегического управления – это система управления, имеющая несколько цепей обратной связи, имеющая цепи обратной связи, как на оперативном уровне, так и на стратегическом. Система управления, анализирующая и контролирующая как реализацию планов и программ деятельности, так и реализацию самой парадигмы организации "как должно быть". Система, проводящая необходимые коррекции (управление) для достижения поставленной цели.

Главная цель любой организации – это ее развитие. Если деятельность организации не будет обеспечивать ее постоянное развитие - постоянное совершенствование парадигмы "как должно быть" (неизбежное при изменениях внешней среды), то она просто не выдержит конкуренции, со временем обанкротится или станет ели-ели сводить концы с концами. И это развитие идет двумя путями: эволюционным (постоянное улучшение за счет отдельных локальных изменений) и революционным (переводом на новые более высокие уровни развития за счет совершенствования парадигмы "как должно быть" - проведения соответствующих системных изменений). Эволюционный путь идет достаточно безболезненно, но и результаты невелики. Кроме того отдельные несистемные изменения приводят к накоплению противоречий, а со временем и к возникновению проблем и кризисов. При этом, как писал еще Александр Богданов, организация или умирает, или разрешает проблемы и кризисы революционным путем [12].

Выводы
  1. Система статегического управления и система целеполагания - это единая система.
  2. Должны быть две стратегии организации: стратегия постоянного улучшения – стратегия «от достигнутого», и стратегия перевода предприятия на новый более высокого уровня развития – стратегия скачка, и это две совершенно разные стратегии, основанные на совершенно разных принципах. Первая - это классическая стратегия не включающая вопросов о и ей посвящено большое число работ, вторая только зарождается, ей, например, посвящены статьи [2, 7-11].
Список литературы
  1. Петросян А.Э. (2015). Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета.  No3. С. 68–78.
  2. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2014). Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегический менеджмент. №4. С. 304-316.
  3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. №6. С. 4-30.
  4. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. №11. С. 3-29.
  5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. № 12. С. 3-13.
  6. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Парадигма менеджмента и парадигма предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. №3. С. 7-14.
  7. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. №2. С. 116-132.
  8. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Целеполагание и стратегическое управление развитием организации // Менеджмент сегодня. №3. С. 196–213.
  9. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте // Менеджмент сегодня. № 1. С. 144-159.
  10. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание – основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. № 2. С. 144-159.
  11. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). «Решение проблемы мотивации персонала» и «Проблемы мотивации персонала: практическое решение» // «Мотивация персонала и оплата труда» №3, №4 2018;
  12. Богданов А.А. (1989). Тектология: всеобщая организационная наука. Кн. 1. М.: Экономика. — 304 с.

Редакция 2018 года


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система стратегического управления организации"Стр. <<   1 2 3

17.07.2020 15:15  Алена

А если руководители не осознают?

17.07.2020 23:39  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если руководители не осознают, то вопрос новой структуры и стратегии должен взять на себя собственник. Во-первых показать всем, что новые структура и стратегия позволят повысить и результаты предприятия, и личные результаты руководителей. Далее определить актив, который поддерживает изменения, пассив, и группу сопротивления, которая будет препятствовать изменениям (в основном, не явно). Если актив превышает пассив можно начинать изменения (но необходимо учитывать, что часть работ, в зависимости от численности группы сопротивления, ляжет на собственника). Если же актив меньше группы сопротивления, то все зависит от собственника, насколько его участие сможет переломить ситуацию.

21.10.2020 20:03  Юлия

Здравствуйте. Кто автор статьи? Мне бы для цитирования библиографическую ссылку на статью на вашу.

24.10.2020 14:00   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Авторы статьи: Жемчугов Александр Михайлович и Жемчугов Михаил Калистович.
Только это наша ранняя "нежурнальная" статья. За последнее время нами опубликованы статьи в журналах "Стратегический менеджмент" и ряде других журналов

12.02.2021 20:08  Анна

Чем отличается "стратегическое" управление от "нестратегического"?

12.02.2021 22:52  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Управлении предприятием осуществляется в условиях неопределенности внешней среды: действий конкурентов, рыночной ситуацией, внутренней ситуацией страны (например, меняющимся законодательством), международной ситуацией. А также и внутренней ситуации (например, может изменяться кадровый состав, оборотные средства).

Система стратегического управления характеризуется тем, что ее горизонт планирования таков, что предвидеть конечный результат можно только с достаточно большой неопределенностью. Поэтому весь горизонт планирования разделяют на этапы и разрабатывают программу поэтапного достижения цели. Определяя и распределяя необходимые ресурсы, определяя средства достижения целей каждого этапа. Для первого этапа результат предвидим достаточно четко, следующих - менее и менее четко.

При этом по мере достижения цели текущего этапа, все более очевидной становится ситуация достижения последующих. Соответственно корректируются цели, ресурсы и средства этих этапов.

Тактическое же планирование - это планирование только на ближайший достаточно очевидный период. Однако здесь можно планировать только ресурсы и средства именно этого кратковременного периода и невозможно планирование на перспективу. А значит невозможно и планирование достижения значимых целей. Практически такое планирование скатывается к "текучке", к отсутствию развития предприятия. Предприятие живет только "сегодняшним днем".

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система стратегического управления организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021