О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
05.01.2012

Система стратегического управления организации

Система стратегического управления – это система управления, основанная на разработке  программы достижения поставленной цели с учетом имеющихся у организации ресурсов и прогноза внутренней и внешней среды в рамках принятых организацией политик. На реализации принятой стратегии с учетом изменений внутренней и внешней среды, возможных отклонений от принятых программ. При этом подразумевается, что как реализация программы, иак и внутренняя и внешняя среда постоянно контролируется и, при необходимости, проводятся необходимые предупреждающие и корректирующие мероприятия, а даже и корректировка самой стратегии, корректировка поставленных целей.

Собственно стратегический подход в управлении крупными корпорациями развивался с двадцатых годов прошлого века, но только в 1962 г. термин «стратегическое управление» был принят в менеджменте. Сейчас уже общепринято, что стратегическое управление является самым эффективным способом управления, и не только в бизнесе, но и в управлении любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими, – любыми социальными организациями.

Основой и отправной точки системы стратегического управления является цель организации - конкретная измеримая цель, и миссия организации – предназначение организации в обществе. В коммерческих организациях целью обычно является прибыль (или ее производная) а миссией – удовлетворение потребностей потребителей, через которое коммерческая организация и получает прибыль. В некоммерческих организациях и цель, и миссия, заключается в удовлетворении потребностей общества, только цель должна определяться как конкретная измеримая цель. При общих размытых формулировках цели управление не может быть эффективным.

Сама постановка цели организации не входит в задачу системы стратегического управления, входит только разработка частных целей - "дерева целей". И в этом основная проблема: во-первых, при этом цель организации является внешней по отношению к ее руководителям и персоналу и не является внутренним мотивом их деятельности - необходима внешняя мотивация. Во-вторых, как уже отмечалось, при изменении внуьренней и внешней среды возникает необходимость корректировеи цели организации, а это уже выходит за рамки системы стратегического управления - это прерогатива системы целеполагания. Однако, как отмечается: Более того, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [1, с. 76].

Более того, жаже сформулированные цель и миссия организации еще не позволяют разработать программу достижения поставленной цели. Необходимо видение организации, которая сможет исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной цели. Пожалуй, формулирование этого видения является самым сложным моментом в стратегическом управлении. Ведь видение организации и ее цель взаимосвязаны и именно видение организации определяет цель, которую может ставить и достигать организация. Это говорит о том, что система целеполагания и стратегического управления - это единая система [8-10]. Однако "видение" - это огромный массив неструктурированной разнородной субъективной информации. Необходимо на базе "видения" формировать необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих деятельность организации - парадигму организации [3-4]. Текущий парадигму "как есть" и парадигму "как должно быть" обеспечивающую максимально достижимые результаты организации.

Определив же парадигму "как должно быть", можно задать частные стратегические цели и программы практического достижения этой парадигмы и, реализовав эти программы, построить организацию, способную исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной максимальной цели.

С точки зрения кибернетики, система стратегического управления – это система управления, имеющая несколько цепей обратной связи, имеющая цепи обратной связи, как на оперативном уровне, так и на стратегическом. Система управления, анализирующая и контролирующая как реализацию планов и программ деятельности, так и реализацию самой парадигмы организации "как должно быть". Система, проводящая необходимые коррекции (управление) для достижения поставленной цели.

Главная цель любой организации – это ее развитие. Если деятельность организации не будет обеспечивать ее постоянное развитие - постоянное совершенствование парадигмы "как должно быть" (неизбежное при изменениях внешней среды), то она просто не выдержит конкуренции, со временем обанкротится или станет ели-ели сводить концы с концами. И это развитие идет двумя путями: эволюционным (постоянное улучшение за счет отдельных локальных изменений) и революционным (переводом на новые более высокие уровни развития за счет совершенствования парадигмы "как должно быть" - проведения соответствующих системных изменений). Эволюционный путь идет достаточно безболезненно, но и результаты невелики. Кроме того отдельные несистемные изменения приводят к накоплению противоречий, а со временем и к возникновению проблем и кризисов. При этом, как писал еще Александр Богданов, организация или умирает, или разрешает проблемы и кризисы революционным путем [12].

Выводы
  1. Система статегического управления и система целеполагания - это единая система.
  2. Должны быть две стратегии организации: стратегия постоянного улучшения – стратегия «от достигнутого», и стратегия перевода предприятия на новый более высокого уровня развития – стратегия скачка, и это две совершенно разные стратегии, основанные на совершенно разных принципах. Первая - это классическая стратегия не включающая вопросов о и ей посвящено большое число работ, вторая только зарождается, ей, например, посвящены статьи [2, 7-11].
Список литературы
  1. Петросян А.Э. (2015). Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета.  No3. С. 68–78.
  2. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2014). Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегический менеджмент. №4. С. 304-316.
  3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. №6. С. 4-30.
  4. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. №11. С. 3-29.
  5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2016). Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. № 12. С. 3-13.
  6. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Парадигма менеджмента и парадигма предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. №3. С. 7-14.
  7. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. №2. С. 116-132.
  8. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2017). Целеполагание и стратегическое управление развитием организации // Менеджмент сегодня. №3. С. 196–213.
  9. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте // Менеджмент сегодня. № 1. С. 144-159.
  10. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). Целеполагание – основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. № 2. С. 144-159.
  11. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. (2018). «Решение проблемы мотивации персонала» и «Проблемы мотивации персонала: практическое решение» // «Мотивация персонала и оплата труда» №3, №4 2018;
  12. Богданов А.А. (1989). Тектология: всеобщая организационная наука. Кн. 1. М.: Экономика. — 304 с.

Редакция 2018 года


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система стратегического управления организации"Стр. <<   1 2 3

17.07.2020 15:15  Алена

А если руководители не осознают?

17.07.2020 23:39  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если руководители не осознают, то вопрос новой структуры и стратегии должен взять на себя собственник. Во-первых показать всем, что новые структура и стратегия позволят повысить и результаты предприятия, и личные результаты руководителей. Далее определить актив, который поддерживает изменения, пассив, и группу сопротивления, которая будет препятствовать изменениям (в основном, не явно). Если актив превышает пассив можно начинать изменения (но необходимо учитывать, что часть работ, в зависимости от численности группы сопротивления, ляжет на собственника). Если же актив меньше группы сопротивления, то все зависит от собственника, насколько его участие сможет переломить ситуацию.

21.10.2020 20:03  Юлия

Здравствуйте. Кто автор статьи? Мне бы для цитирования библиографическую ссылку на статью на вашу.

24.10.2020 14:00   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Авторы статьи: Жемчугов Александр Михайлович и Жемчугов Михаил Калистович.
Только это наша ранняя "нежурнальная" статья. За последнее время нами опубликованы статьи в журналах "Стратегический менеджмент" и ряде других журналов

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система стратегического управления организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020