Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Плоская организационная структура
Плоская организационная структура - это любая структура, в которой руководитель руководит не 4-5 подчиненными, как писали основатели менеджмента, а много большим их количеством, практически 7-11, а на самом нижнем уровне и более. Это позволяет существенно снизить число уровней иерархии, повысить динамичность компании, снизить издержки и существенно повысить ее эффективность.
Для повышения эффективности деятельности предприятия в динамичной среде традиционно используют линейно-функциональные, дивизиональные, матричные, сетевые, и другие адаптивные (к внешней среде) структуры. Однако, если посмотреть, то простой переход на эти структуры эквивалентен снижению числа уровней иерархии всего на одну единицу, что не является выходом для крупных компаний. И здесь наиболее эффективны те-же организационные структуры, но предельно плоские.
В этой связи стоит особо отметить опыт Джека Уэлча, руководившего компанией General Electric с 1981 г. по 2001 г. Он повел настоящую борьбу с бюрократией и иерархией, много раз он провозглашал лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожить иерархию», и ему удалось снизить число уровней иерархии с 9 до 6 (!) только за счет используемой дивизиональной организационной структуры к плоскому ее виду. При этом он сократил численность компании с 440000 до 313000 человек и повысил ее прибыль с 1,65 млрд долларов до 7,3 млрд долларов!
Джеку Уэлчу удалось очистить одну из главных американских компаний от бюрократических излишеств прошлого и создать свою собственную культуру, которая сделала вклад в победу GE над многими крупными концернам. Вот слова Уэлча: «Мы во всем полагаемся на наших людей – даем им полномочия, ресурсы и не мешаем работать».
Так что основной путь повышения эффективности предприятия в условиях динамичной среды - это, в первую очередь, снижение числа уровней иерархии и переход к плоским организационным структурам. Отметим, что в данном вопросе большую роль имеет наличие корпоративной информативной системы предприятия, без которой руководителям всех уровней очень трудно своевременно получать адекватную информацию для принятия управленческих решений, а также наличие эффективных горизонтальных связей координации, позволяющих снизить нагрузку с руководителя.
__________________ Версия для печати
|
|