Развитие современного менеджмента
Современный менеджмент далек от требований практики. В настоящее время «теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, ... Нет единства даже в области терминологии» (2015) [1]. Есть утверждения, что менеджмент и не наука вовсе: «Менеджмент не является отдельной научной дисциплиной, поскольку не отвечает тем критериям, которые позволяют отделить науку от ненауки. В частности, менеджмент практически не имеет собственных методов исследования» (2011) [2]. В тоже время Каору Ишикава четко сказал: «если цели и задачи установлены без соответствующих методов, обеспечивающих их достижение, УК [управление] будет представлять собой чисто умозрительное упражнение» [3]. И это давно уже известно: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории бесполезна и пагубна» (великий математик XIX века Пафнутий Чебышёв).
Если мы обратимся к книге Минцберга, Альстрэнда и Лэмпела «Школы стратегий» [4], то увидим, что у менеджмента две цели: «основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительных отрезках времени или по крайней мере тех изменений, которые вписываются в ее стратегию. В то же время в периоды возникновения потребности в трансформации стратегический менеджмент призван обеспечить управление процессом перехода и сохранение жизнеспособности организации [4]. В тоже самое время он писал: «конфигурацию [организацию], как правило, описывают и исследуют теоретики (ибо речь идет о концептуальных вопросах), в то время как трансформация [изменение организации] практикуется менеджерами и предписывается (главным образом) консультантами (поскольку дело это на редкость замысловатое)» [4].
Первая цель – это классический стратегический менеджмент, теория которого достаточно проработана. Проработана до тех пор, пока не требуется проведение организационных изменений – только это уже вторая цель, второе направление менеджмента, еще недостаточно проработанное в теории менеджмента. Поскольку же организационные изменения все же требуются, то делается вывод, что: «стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему» (2011) [5]. Это строго то, что и писал Генри Минцберг: «трансформация [изменение организации] практикуется менеджерами и предписывается (главным образом) консультантами (поскольку дело это на редкость замысловатое)».
Таким образом основная задача современного менеджмента как науки – это разработка теории проведения организационных изменений – теория управления организационными изменениями.
Наша компания, в ходе практических консалтинговых проектов, очень быстро убедилась и в отсутствии методов управления изменениями, и в их необходимости, убедились в том, что «практика без теории бесполезна и пагубна», и буквально с первых проектов начали искать необходимые методы стратегического управления изменениями.
И, в течение более чем десятилетних практических консалтинговых работ и теоретических исследований, эти методы были нами найдены и апробированы. Первыми наша статья, еще не касающаяся теории управления изменениями, но заложившими их основы, были статьи «Парадигма современного менеджмента и ее базис» // Проблемы экономики и менеджмента №6 2016. и «Практическая парадигма современного эффективного предприятия» // Проблемы экономики и менеджмента" №7 2016. А далее статьи по управлению изменениями «Развитие организации» // Проблемы экономики и менеджмента №11, 2016 г. и «Стратегия развития предприятия» // Проблемы экономики и менеджмента" №12, 2016. И уже после этого вышли наши статьи «Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика» // Проблемы экономики и менеджмента" №1, 2017. И «Полная модель управления организацией» // Менеджмент сегодня" №2, 2017 г.
Основой наших методов явилась разработанная парадигма организации СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация) и методика развития организации ВПМ (Видение – Парадигма – Модель). Их описание приведено в отмеченных статьях. Основа методики заключается в разработке парадигмы предприятия СТОО – необходимой и достаточной системе ключевых положений, определяющих отношения в организации, ее формальную и неформальную организацию, саму деятельность организации, достигаемые ею результаты. На базе текущего видения организации разрабатывается парадигма «как есть», далее моделируя ключевые положения, получаем парадигму организации «как должно быть», обеспечивающую максимально достижимую цель организации основную стратегическую цель организации. Сравнивая ключевые положения парадигм «как есть» и «как должно быть», получаем систему стратегических целей проведения изменений. Далее разрабатываем стратегии достижения этих целей и проводим стратегическое управление проведением изменений, а далее, стратегию достижения найденной максимально достижимой социально-экономической цели организации.
Список литературы
1. Спивак В. А. Лидерский стиль управления в экономике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 3 / том 6 / 2015.
2. Цветков А. Н. Современный менеджмент: синтезирующие идеи. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
3. Ишикава К. Что такое всеобщее управление качеством? Японский путь. М.: ТКБ Интерсертифика, 1998.
4. Минцберг Г,, Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб: Издательство «Питер», 2000.
5. Масленникова И. А. Сущность и значение стратегического управления // Актуальные вопросы экономических наук. Выпуск № 18 / 2011.