О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.10.2021

Эффективность предприятия

Прежде чем говорить об эффективности предприятия, необходимо понять, что такое «предприятие» и определить критерий эффективности. Без этого сколько будет понятий «предприятия», сколько будет критериев эффективности, столько будет и определений «эффективности предприятия». И эта проблема породила и то, что имеется множество статей по «повышению эффективности предприятия», даже без определения, что автор понимает под «предприятием» и «эффективностью».
Предприятия, как отмечал лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт создаются для достижения целей своих основателей [Норт, 2010]. И с точки зрения собственника, предприятие — это социотехническая система, включающая принадлежащие ему средства производства и вольнонаемный персонал, которая должна обеспечивать цели, которые он ставит. Здесь эффективность предприятия определяется по критерию достижения целей, которые ставит собственник. При этом такие финансовые цели, как прибыль, капитализация предприятия, далеко не всегда являются определяющими. Собственно, как и рыночные, как, например, доля рынка. Ведь, как отмечал еще Макс Вебер, «на первый план выдвигаются этические, политические, утилитарные, гедонистические, сословные, эгалитаристские и бог знает какие ещё требования» [Вебер, 2016, с 134]. А «тезис Фрэнка X. Найта о том, что «ни один специфически человеческий мотив поведения не является экономическим», справедлив не только в отношении социального бытия в целом, но даже собственно экономической жизни в частности» [Поланьи, 2002]. При этом Альфред Адлер отмечал две главные отличные от приведенных цели человека: стремлению к власти и общественное признание и положение [Адлер]. Причем это цели и внутри предприятия, и вне его: общественное положение, власть и признание потребителя, конкурентов, всего общества. А для этого как раз и необходимо мощное предприятие и цель собственника — максимальное развитие предприятия для достижения власти, общественного положения и признания.

С другой стороны предприятие — это социальная система, функционирующая исходя из своих внутренних целей развития коллектива, за счет самоорганизации и самоуправления. Внешнее управление со стороны собственника достаточно ограничено. И с точки зрения коллектива — это социотехническая система, включающая сам коллектив и средства производств,  принадлежащие собственнику, но которые без коллектива просто груда железа. И эффективность предприятия с точки зрения коллектива — это развитие коллектива, личное развитие его членов. И коллектив имеет реальную власть над собственником, приводящую даже к менеджерской революции — к лишению собственника реальной внутренней власти. В принципе цели и собственника, и коллектива — это развитие предприятия, повышение его эффективности. Но для коллектива — это такое развитие предприятия, при котором повышаются его эффективность не только собственника, а и для коллектива. Иное повышение эффективности предприятия коллективу не нужно. Основа развития предприятия и критерий эффективности — это развитие производительных сил его коллектива (что отмечал еще Фредерик Лист), с условием, что они ориентированы на развитие предприятия. И эффективность предприятия — это критерий совместного повышения личных результатов коллектива предприятия и развития предприятия. Это впервые понял Генри Форд: он повысил уровень оплаты труда своим рабочим в два с половиной раза (а также повысил и условия труда), и его предприятие стало лидером автомобильной отрасли, а его имя вписано в Историю. Однако в наше время интеллектуального труда простое повторение его пути уже невозможно.

Таким образом эффективность предприятия — это высокие производительные силы коллектива направленные на развитие предприятия, для которого само предприятие является ценностью. Коллектив, своими производительными силами обеспечит и прибыль, и капитализацию, и рыночное положение, и власть, и общественное положение, и признание основателя предприятия. Но для этого основателю необходимо создать соответствующие институты и механизмы деятельности своего предприятия, еще не приведенные в текущей литературе по менеджменту. За исключением наших статей итоговых статей 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020). (78)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021). (646)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021). (232)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021). (266)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021). (194)
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021). (163)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (октябрь 2021). (106)

Литература

Адлер А. 1997. Понять природу человека. СПБ.: Академический проект.

Вебер М. 2016. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Выс шей школы экономики.T. I. Социология.

Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.

Поланьи К. 2002. Великая трансформация политические и экономические истоки нашего времени. Спб.: Алетейя.

Форд Г. 2017. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э».


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективность предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как можно повысить эффективность работы предприятия если сменилось руководство?


02.12.2021 23:23   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как повысить эффективность управления предприятием

При смене руководства основа эффективности работы предприятия - это подбор нового руководства. Если же новое руководство уже принято на работу, необходимо узнать и новое руководство, и конкретную ситуацию в предприятии. Без этого говорить о повышении эффективности невозможно.



Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021