Эффективность предприятия
Статья "Повышение эффективности деятельности предприятия 2023"
Прежде чем говорить об эффективности предприятия, необходимо понять, что такое «предприятие» и определить критерий эффективности. Без этого сколько будет понятий «предприятия», сколько будет критериев эффективности, столько будет и определений «эффективности предприятия». И эта проблема породила и то, что имеется множество статей по «повышению эффективности предприятия», даже без определения, что автор понимает под «предприятием» и «эффективностью».
Предприятия, как отмечал лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт создаются для достижения целей своих основателей [Норт, 2010]. И с точки зрения собственника, предприятие — это социотехническая система, включающая принадлежащие ему средства производства и вольнонаемный персонал, которая должна обеспечивать цели, которые он ставит. Здесь эффективность предприятия определяется по критерию достижения целей, которые ставит собственник. При этом такие финансовые цели, как прибыль, капитализация предприятия, далеко не всегда являются определяющими. Собственно, как и рыночные, как, например, доля рынка. Ведь, как отмечал еще Макс Вебер, «на первый план выдвигаются этические, политические, утилитарные, гедонистические, сословные, эгалитаристские и бог знает какие ещё требования» [Вебер, 2016, с 134]. А «тезис Фрэнка X. Найта о том, что «ни один специфически человеческий мотив поведения не является экономическим», справедлив не только в отношении социального бытия в целом, но даже собственно экономической жизни в частности» [Поланьи, 2002]. При этом Альфред Адлер отмечал две главные отличные от приведенных цели человека: стремлению к власти и общественное признание и положение [Адлер]. Причем это цели и внутри предприятия, и вне его: общественное положение, власть и признание потребителя, конкурентов, всего общества. А для этого как раз и необходимо мощное предприятие и цель собственника — максимальное развитие предприятия для достижения власти, общественного положения и признания.
С другой стороны предприятие — это социальная система, функционирующая исходя из своих внутренних целей развития коллектива, за счет самоорганизации и самоуправления. Внешнее управление со стороны собственника достаточно ограничено. И с точки зрения коллектива — это социотехническая система, включающая сам коллектив и средства производств, принадлежащие собственнику, но которые без коллектива просто груда железа. И эффективность предприятия с точки зрения коллектива — это развитие коллектива, личное развитие его членов. И коллектив имеет реальную власть над собственником, приводящую даже к менеджерской революции — к лишению собственника реальной внутренней власти. В принципе цели и собственника, и коллектива — это развитие предприятия, повышение его эффективности. Но для коллектива — это такое развитие предприятия, при котором повышаются его эффективность не только собственника, а и для коллектива. Иное повышение эффективности предприятия коллективу не нужно. Основа развития предприятия и критерий эффективности — это развитие производительных сил его коллектива (что отмечал еще Фредерик Лист), с условием, что они ориентированы на развитие предприятия. И эффективность предприятия — это критерий совместного повышения личных результатов коллектива предприятия и развития предприятия. Это впервые понял Генри Форд: он повысил уровень оплаты труда своим рабочим в два с половиной раза (а также повысил и условия труда), и его предприятие стало лидером автомобильной отрасли, а его имя вписано в Историю. Однако в наше время интеллектуального труда простое повторение его пути уже невозможно.
Таким образом эффективность предприятия — это высокие производительные силы коллектива направленные на развитие предприятия, для которого само предприятие является ценностью. Коллектив, своими производительными силами обеспечит и прибыль, и капитализацию, и рыночное положение, и власть, и общественное положение, и признание основателя предприятия. Но для этого основателю необходимо создать соответствующие институты и механизмы деятельности своего предприятия, еще не приведенные в текущей литературе по менеджменту. За исключением наших статей итоговых статей 2020-2021 годов:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (725).
Литература
Адлер А. 1997. Понять природу человека. СПБ.: Академический проект.
Вебер М. 2016. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Выс шей школы экономики.T. I. Социология.
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
Поланьи К. 2002. Великая трансформация политические и экономические истоки нашего времени. Спб.: Алетейя.
Форд Г. 2017. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э».