ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(307)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(176)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(367)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Оптимизация организационной структуры предприятия

Питер Друкер уже давно показал, что не может быть одной «единственно правильной» организационной структуры предприятия [Питер Друкер. Практика менеджмента]. Для каждого предприятия существует своя, оптимальная именно для него, организационная структура. Однако, как только мы говорим об оптимизации, сразу возникает вопрос критерия оптимизации – организационная структура должна быть оптимальна для чего?

Достаточно очевидный ответ – организационная структура должна быть оптимальна для достижения экономических целей, поставленным перед предприятием. Однако такой ответ не дает никакой информации о том, как должна быть построена организационная структура. Ведь экономическая цель ничего не говорит ни о процессах, протекающих в предприятии, ни даже о выпускаемой им продукции. И именно продукция и процессы, связанные с ее созданием, производством и реализацией, приносящие предприятию экономический эффект, обеспечивающие достижение поставленной экономической цели, и определяют организационную структуру. А сама продукция и все связанные с ней процессы в свою очередь определяются стратегией предприятия и «стратегия определяет структуру» [Alfred Chandler. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises].

Оптимальна только та организационная структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализации стратегии предприятия по достижению поставленной перед ним цели.

Таким образом, вопросы организационной структуры начинаются с разработки стратегии предприятия. Если стратегия изменяется, возможно потребуется оптимизация организационной структуры под новую стратегию.

Стратегия предприятия – это принимаемые политики (нормы, принципы, правила) и, основное, программы, проекты и планы достижения поставленной цели: проекты развития предприятия, планы выпуска продукции, программы создания новой продукции, и т.д. Непосредственно видно, что ни один план, ни один проект, не может быть разработан без самой организационной структуры, без определения подразделений, реализующих эти планы и проекты, без определения взаимодействия подразделений при реализации этих планов и проектов.

В принципе известен процессный подход к определению организационной структуры, который основан на бизнес-процессах производства продукции. Однако сами по себе эти бизнес-процессы не дают исчерпывающей информации о требуемой организационной структуре. Важен не только процесс изготовления, но и объемы производства конкретных видов продукции, новые разработки и их номенклатура, проекты по развитию предприятия. При этом вопросы новых разработок, развития предприятия, никак не укладываются в рамки каких-то стандартных бизнес-процессов. А типовые бизнес-процессы выпуска и реализации продукции без объемов выпуска, мало что могут сказать об оптимальной организационной структуре. Но все эти вопросы входят в стратегию предприятия.

И из изложенного можно даже сделать несколько другой вывод, не стратегия определяет структуру, а стратегия и структура разрабатываются совместно, во-первых, стратегия начинает разрабатываться опираясь на существующую структуру, во-вторых, при необходимости, изменяя имеющуюся структуру под новые цели и стратегические задачи.

Структура – это иерархия подразделений. Стратегия – это иерархия целей, программ, бизнес-процессов. И это одна и та же иерархия. Стратегия включает в себя иерархию структурных подразделений (организационную структуру), на базе которых и ставятся частные стратегические цели, разрабатываются программы подразделений, взаимодействие подразделений, при необходимости, изменяя саму структуру.

Процессы разработки стратегии и структуру достаточно сложны, мы не будем их здесь описывать, с ними можно познакомиться в статьях которые имеются на нашем сайте:
Отметим еще один вопрос, связанный с оптимизацией организационной структуры – это вопрос человеческого фактора. Как известно, любые изменения в организации вызывают неизбежное сопротивление [Игорь Ансофф. Стратегическое управление], а структурные кадровые изменения вызывают самое большое сопротивление. Поэтому еще не факт, что новая оптимальная организационная структура будет работать эффективнее чем старая, неоптимальная. Любое структурное кадровое изменение должно тщательно подготавливаться, коллектив должен увидеть эффективность предлагаемого изменения, и эффективность не только для самого предприятия, но и для его сотрудников.

29.07.2014


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023