Консалтинговые услуги. Анализ эффективности деятельности предприятия
В управленческом консалтинге существует три основных вида консалтинговых услуг: консультирование, аудит и консалтинговые проекты.
Аудит в основном проводят у себя крупные предприятия, находящиеся на высших стадиях развития, где основные возможности повышения эффективности уже реализованы, а аудит показывает, нет ли отклонений в деятельности предприятия, а если есть, то какие, оценивает деятельность предприятия, а, соответственно, и его руководства. Такие результаты нужны, в первую очередь, акционерам предприятия.
Консалтинговые проекты по повышению эффективности деятельности проводят в основном предприятия, которые находятся на стадии роста, поскольку неизбежные проблемы и кризисы роста довольно редко можно разрешить без участия независимых внешних консультантов.
Первым этапом консалтингового проекта (это может быть и самостоятельный проект) является анализ деятельности предприятия, который существенно отличается от аудита предприятия. В первую очередь при анализе деятельности оцениваются потенциальные возможности предприятия, совместно с Заказчиком перед предприятием ставятся новые цели, а затем, с участием руководителей всех уровней, определяются основные пути достижения поставленных целей, прогнозируем результаты. При этом необходимо вникнуть во все основные аспекты деятельности предприятия, понять, почему оно действует в настоящее время именно так, а не иначе. Оценить и внешнюю среду предприятия (маркетинговые исследования, как правило остаются за заказчиком – консультанты не могут владеть всеми рынками).
Анализ деятельности предприятия заканчивается, как правило, консалтинговым отчетом, дающим оценку текущей деятельности предприятия, показывающим его недостатки. А также потенциальные возможности предприятия, необходимые изменения, которые необходимо провести для раскрытия этого потенциала. К сожалению такие отчеты носят описательный достаточно общий характер. Можно отметить, что сколько консультантов будет проводить анализ, столько будет и разных отчетов, с разными характеристиками потенциала предприятия, с разными рекомендациями. И узнать, насколько адекватны приведенные данные по отчету практически невозможно. А некоторые компании пишут отчет просто под копирку, выдергивая положения из других отчетов, лишь несколько редактируя их. К сожалению менеджмент не является точной наукой (некоторые ученые даже утверждают, что менеджмент – это и вовсе не наука). И это дает плодотворную почву для подобных отчетов.
Самый правильный путь анализа деятельности – разрабатывать видения предприятия «как есть» и «как должно быть» и, анализируя их, и определять, какие потенциальные результаты может давать предприятие, и какие изменения в его деятельности необходимо произвести. Проблема здесь уже отмечена: сколько консультантов, столько и видений. Наша компания решила эту проблему разработав необходимую и достаточную систему ключевых положений предприятия, определяющих и его организацию, и всю его деятельность, и достигаемые им результаты. Это
парадигма предприятия СТОО (Социально-Трудовые отношения, Организация). Такая парадигма имеет четкую структуру: видение предприятия «как есть» раскладывается «по полочкам» этой структуры. При этом выявляются все необходимые положения, которые, в консалтинговом отчете представляют собой стандартизованную таблицу. А далее мы моделируем парадигму предприятия «как должно быть» определяющую оптимальные ключевые положения, которые обеспечивают максимально достижимые, с учетом политик Заказчика, результаты предприятия. При этом мы уже получаем таблицу, в которой каждому ключевому положению «как есть» соответствуют положения «как должно быть», необходимые изменения, результаты, обеспечиваемые этим изменением. Это уже совершенно прозрачный документ, показывающий какие результаты может давать предприятие, и за счет чего. Таким образом, консалтинговый отчет, в данном случае, носит уже четкий объективный характер.
Такую методику проведения анализа деятельности предприятия мы вывели в ходе более чем десятилетних практических и теоретических работ, завершив последние только в середине 2016 г. По нашим теоретическим исследования
написаны более 50 статей, по парадигме СТОО – 6-7 статей, последние еще в печати.