ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Система сбалансированных показателей - ССП (BSC - Balanced Scorecard)

Концепция BSC (Balanced Scorecard - Система сбалансированных показателей ССП)  - система, разработанная Капканом и Нортоном для оценки эффективности предприятия. Далее они распространили ее и на систему мотивации. Отметим, что с первым вопросом она справляется, а вот по второму - по мотивации персонала -  потерпела полное фиаско. Приведем, вкратце, основные положения этой концепции.
 
Слово Scorecard переводится с английского как счет, рейтинг, и представляет, в данном случае, в сжатом виде стратегию компании, текущее состояние и перспективу, исходя из миссии компании и видения компании. По замыслу авторов концепции Scorecard содержит текстовую, графическую и числовую часть.

Текстовая часть Scorecard включает формулировки миссии компании (mission), видения компании (vision), стратегических целей (strategic objectives), мероприятий (initiatives), обеспечивающих достижение стратегических целей, названия метрик (measures) – индикаторов для измерения степени достижения стратегических целей.

Графическая часть Scorecard представляет собой схематичное представление стратегии в виде дерева стратегических целей-подцелей.

Числовая часть Scorecard содержит значения ключевых показателей развития компании (метрик) – текущих и целевых. В качестве базового варианта BSC предлагает использовать 4 группы индикаторов (в терминологии BSC - “перспектив”):
  • финансы (financial perspective) - как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект).
  • клиенты (customer perspective) - как фирму оценивают клиенты (аспект клиента);
  • бизнес-процесс (internal perspective) - какие процессы могут обеспечить фирме исключительные конкурентные преимущества (внутрихозяйственный аспект);
  • обучение и рост (learning and growth perspective) - каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (аспект инноваций и обучения);
Выбор этих 4-х групп индикаторов не случаен. Финансовый результат никогда не достигается сам по себе.
В основе каждого бизнеса лежит человеческий ресурс: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов». Друкер Питер (Drucker Peter) – крупнейший современный исследователь менеджмента, основоположник "Управления по целям" – MBO, из которой и выросла концепция BSC.
 
Как провозгласили основатели, «Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса:
  1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.
  2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.
  3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.
  4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность».
К сожалению, первый пункт система BSC не решает. И, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании». А как это сделать на практике, авторы не говорят. Это только концепция, но никак не методические рекомендации по повышению эффективности бизнеса компании.
 
Основной вопрос заключается в том, как определять требуемые показатели и их конкретные значения и, самое главное, как их использовать: "Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод. Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя" (Нильс-Горан Ольве. Баланс между стратегией и контролем). Все упирается в "человеческий фактор" и "Результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными" (Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей).
 
Практическое использование концепции BSC упирается в ее принципиальные недостатки и уже появились многие модификации концепции, которые, тем не менее никак не устраняют эти недостатки.
 
Смотри также статьи  "Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности" и "Фиктивные цели и конечные результаты" (Журнал " Проблемы экономики и менеджмента" 2012 г.), статью "Сбалансированная система показателей. Недостатки или неправильное использование?" (Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №8 2014 г.).

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024