Любой собственник предприятия стремится к тому, что бы его бизнес имел максимальную экономическую эффективность. Но что собственник понимает под экономической эффективностью? Как понять, его предприятие обладает максимальной эффективностью, или работает вполсилы, отдает много меньше того, что она может дать на самом деле? И как понять экономическая эффективность его предприятия растет, или наоборот, падает?
И для чего предприятия проводят управленческий аудит, реинжиниринг, проводят системную интеграцию своей IT инфраструктуры, создают свои корпоративные системы? Для того, чтобы улучшить организационную структуру? Для того, что бы оптимизировать бизнес-процессы? Для того, что бы автоматизировать управление компанией? Мы отвечаем нет, нет, и нет!
Все эти работы проводятся опять же с целью повышения экономической эффективности деятельности предприятия. Но что же такое экономическая эффективность предприятия? Как определить, как выразить, как измерить эффективность своего предприятия, своей компании?
Как показал еще Питер Друкер, текущий экономический результат очень мало говорит об экономической эффективности предприятия: «Ради получения сиюминутной прибыли они "менеджеры" могут разрушить будущее всего бизнеса. Ради текущего увеличения прибыли они склонны недооценивать научные исследования, продвижение и другие инвестиции, которые можно отложить на будущее. Но прежде всего, они избегают любых капитальных затрат, которые могут увеличить базовый вложенный капитал, по отношению к которому и измеряется прибыль; следствие – опасное устаревание оборудования. Иными словами, они руководствуются наихудшими методами управления» (Практика Менеджмента).
Известные определения
Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение. (Энциклопедический словарь экономики и права)
Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Экономический словарь Эффективность (Efficiency, Effectiveness) - одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения. По нашему мнению, это одна из возможных (важнейшая, но не единственная!) характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической Э. Однако границы между этими понятиями расплывчаты и вокруг них ведутся активные дискуссии. (Экономико-математический словарь)
Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результами (Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности//Управление это наука и искусство. - М.Экономика, 1992)
Экономическая эффективность (Economic Efficiency) — частный случай эффективности; может трактоваться двояко.
1. Способность системы (не только экономической системы, но и иной, напр. технической, социальной) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальная эффективность) и действительное создание такого эффекта (фактическая эффективность).
4. Количественно определенная характеристика в принципе, дающая возможность: а) сопоставления эффективности одной системы в разных условиях; б) сравнения эффективности разных систем между собой; в) определения т. н. абсолютной эффективности, что, однако, является еще далеко не разрешенной задачей, ибо требует не только надежного измерения экономических величин, но и согласованной, общепринятой точки отсчета. (Экономико-математический словарь)
Широко известно также следующее определение, иногда приписываемое В. Парето:
Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.
Определения интуитивно понятные, но весь вопрос состоит в том, как измерить результат, как найти это отношение или максимум, как практически определить и измерить эффективность конкретного предприятия. Ответ на эти вопросы эти такие определения не дают.
Заметим, что ни одно из приведенных определений не привязывает эффективность к финансовому результату, а оперируют общими понятиями: эффект, блага.
Наше определение
Эффективность предприятия – способность предприятия ставить максимально достижимые социально-экономические цели и обеспечивать их достижения при минимальных затратах и соблюдении заданных норм и принципов деятельности.
Возможные показатели социальной эффективности – стоимость бренда, известность предприятия, размер занимаемой рыночной ниши, и др. Возможные показатели экономической эффективности – выработка на человека в год – отношение годовой выручки за вычетом стоимости закупаемых материалов и комплектующих, а также работ соисполнителей, к полной численности предприятия (или сумма прибыли и средств на оплату труда). Другие показатели - выработка на единицу производственных площадей, производственного оборудования, фондоотдача, и т.д.
Максимальная выработка обеспечиваются при максимальной эффективности управления, организации труда и максимальной эффективностью производственных площадей и оборудования. В настоящее время российские предприятия отстают по этим показателям от США в среднем в 4 раза, а в отдельных отраслях и до 10 раз. При этом основная наша беда – это неэффективная организация труда. В зависимости от сектора этот фактор обусловливает от 30 до 80% отставания в производительности <1> (меньшие значения соответствуют секторам материального производства, где сказывается и низкая эффективность оборудования). Тут можно сразу сказать, что у российских предприятий имеется потенциал повышения экономической эффективности в 2 раза даже без замены оборудования на более эффективное, а для предприятий, работающих вне сферы материального производства и много выше.
Соответственно экономическая эффективность предприятия определяется основными факторами:
- Постановкой максимально достижимых экономических целей. Постановкой их не «от достигнутого», а с ориентацией на весь потенциал предприятия.
- Выявлением изменений, необходимых для полного раскрытия потенциала предприятия.
- Проведением необходимых изменений и достижением поставленных целей.
Отметим, что эти два фактора взаимосвязаны. Цели должны быть достижимы, должны ставиться именно достижимые цели. Но достижимость целей определяется не собственником, не руководителем предприятия, а всем коллективом. Если просто поставить перед коллективом нашего предприятия цель повышения производительности в 3-4 раза, то, естественно, коллектив дружно скажет, что это не возможно, и приведет 33 причины этого. Коллектив поднимется на достижение высоких целей предприятия только тогда, когда при этом и каждый член коллектива будет достигать и свои более высокие цели. Необходима соответствующая мотивация, с которой, судя по нашей консалтинговой практике, у российских предприятий большие проблемы.
1. Практика менеджмента: исследование McKinsey Global Institute «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» / Р. Алиханов, Д. Бакатина, В. Владимиров, Ж.-П. Дювьесар и др. // Российский журнал менеджмента, Том 7, No 4, 2009. с. 109–168.