Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Услуги по разработке системы мотивации персонала
Новая версия статьи, написанная после проведения проектов мотивации персонала 2018 года
Совершенствование системы управления персоналом – это основная задача любой организации. Ведь именно персонал осуществляет всю деятельность организации, проносит ей необходимые социально-экономические результаты. Питер Друкер, один из основоположников современного менеджмента, отмечал, что только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов. Управление персоналом – это не указания, приказы и распоряжения, не установленные формальные регламенты деятельности, а представляемые человеку мотивы деятельности – предметы удовлетворения его потребностей. Такие предметы, производя которые он достигает и свои личные цели, и цели организации, производя и реализуя продукцию предприятия. Управление персоналом, эффективность деятельности персонала (а соответственно и всей организации) определяется через систему мотивации персонала, через вознаграждение, получаемое за результаты своей деятельности, за свой вклад в результаты предприятия. А вознаграждение – это все, что ценно для человека.
Соответственно наши консалтинговые услуги включают предложения по разработке системы мотивации персонала – это предложения по созданию конкретных мотивов деятельности сотрудников, включающие, как один из основных элементов систему оплаты труда. И наши услуги направлены на создании такой системы мотивации, которая направлена на достижение конечной цели предприятия (и это основной принцип системы мотивации), что обеспечивается за счет соответствующей разработки системы KPI (системы ключевых показателей). Эта система включает:
-
KPI вклада в конечный результат предприятия.
-
KPI количества, качества, сроков производимого продукта.
-
KPI качества проводимых процессов производства.
-
Причинно-следственные KPI – показатели, которые связанны с вкладом в конечный результат предприятия только причинно-следственными связями.
Первый вид KPI самый эффективный для предприятия. Однако в большинстве случаев он может определяться на больших интервалах времени и вознаграждение персонала существенно отдалено от выдачи задания, а это существенный демотивирующий фактор – временной лаг между заданием и вознаграждением по Фредерику Тейлору должен быть не более месяца. Во-вторых, достаточно сложно выделить вклад сотрудника, предприятия в результат предприятия. И в-третьих, и по КЗОТ человек должен получать зарплату ежемесячно, ежемесячно он и должен мотивироваться.
Второй вид KPI уже более приближает вознаграждение к заданию и более персонифицирован. Однако результат работника – это далеко еще не результат предприятия, а формальный контроль всегда недостаточно эффективен.
Третий KPI еще более приближен к деятельности человека, он мотивирует сам процесс деятельности, который определяет и качество производимого продукта, и результат предприятия.
Четвертый вид KPI мотивирует не конкретные результаты, а повышение компетенций, рационализацию, инновации, и т.д. Это самый сложный и опасный вид KPI, поскольку деятельность человека изначально направлена не на результат предприятия, а на достижение тех показателей, на основе которых человек получает вознаграждение. И, если эти причинно-следственные KPI имеют большой вес, то они превращаются в самоцель – они даже демотивируют деятельность, направленную на конечный результат предприятия. Развивают оппортунистскую деятельность, направленную на достижение личных целей даже в ущерб конечным целям предприятия. Именно по этой причине сбалансированная система показателей (ССП – BSC), применяемая к системе мотивации, не только не дала положительных результатов, но, в ряде случаев, привела даже к ухудшению эффективности предприятия.
Разрабатываемая нами эффективная система мотивации на базе KPI включает все четыре категории показателей, но в разном соотношении. Если деятельность существенно формализована, например, серийное производство, то максимальные веса имеют KPI качества процессов. Если деятельность мало формализована, например, разработка новой продукции, то максимальные веса имеют KPI вклада в конечный результат предприятия. Что касается четвертой категории KPI, то их веса должны быть такими, чтобы они не мотивировали оппортунистскую деятельность.
Конкретная система KPI для каждого предприятия разрабатывается исходя из конкретной деятельности и результатов предприятия, и раздельно по всем категориям сотрудников. Разрабатывается таким образом, чтобы все сотрудники предприятия были максимально мотивированы на достижение конечной цели предприятия, чтобы их деятельность, и деятельность предприятия в целом, имела бы максимальную эффективность.
В заключение можем отметить, что мы еще не видели предприятия, в котором не было бы места для совершенствования управления персоналом – совершенствования системы мотивации персонала. В большинстве наших российских предприятий имеется возможность серьезного повышения эффективности предприятия, для некоторых предприятий до 2-х раз и более.
__________________ Версия для печати
|
|