О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.11.2016

Развитие организации

Жемчугов А.М., к.т.н. Жемчугов М.К.
Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 11
Введение

Любая организация в начале своего жизненного пути стремится выжить в условиях конкурентной среды, затем подняться и занять устойчивое положение, а затем и выйти на лидирующие позиции. Во всех трех случаях основа – это развитие организации как субъекта деятельности, так и внутренней организации этого субъекта. Развитие организации, в отличие от ее постоянного эволюционного улучшения, – это целенаправленное комплексное изменение организации к ее более высоким конкурентным позициям, которое проводится революционным путем – единым изменением всей системы или многих ее элементов. Оно идет несколькими путями: изменением организации и системы управления, средств производства, технологий и процессов (интенсивное развитие), а также расширение масштабов производства (экстенсивное развитие). Основное значение здесь имеет организационное развитие: именно организация определяет как будет вестись совершенствование средств производства, технологий и процессов, расширение масштабов производства. За рубежом организационное развитие (Organization development) начато работами Курта Левина [1], в России – Аркадия Пригожина (Методы развития организаций [2]). Нужно отметить, что в России большее распространение имеет термин «развитие организации», а не «организационное развитие» и в данной статье мы будем считать их синонимами. 
Процесс развития идет во всех организациях, однако зачастую идет он стихийно, несистемно и непланомерно, без должной методологической поддержки, скатываясь к перманентным изменениям, что только дезорганизует деятельность организации.

Томас Кун отмечал, что парадигма – это новый способ видения явлений мира [3 с. 197]. Капра Фритьоф сформулировал это более конкретно: «парадигма – это совокупность мыслей, восприятий и ценностей, которые создают определенное видение реальности» [4, с. 6]. При этом парадигма, в отличие от видения окружающей нас реальности, имеет строго ограниченную размерность и «Парадигма – это ограничитель нашего видения мира» [5, с. 39]. Наше видение организации необходимо наилучшим образом (с наименьшими потерями) уложить в жестко ограниченные рамки элементов парадигмы «как есть», при этом и «дорисовать» в этом видении те необходимые элементы, которые в нашем видении первоначально отсутствовали. И такая системная, хорошо структурированная, включающая все необходимые и достаточные элементы, «разложенная по полочкам», парадигма организации «как есть» может принята как первоначальная модель: «В своем установившемся употреблении понятие парадигмы означает принятую модель или образец … она представляет собой объект для дальнейшей разработки и конкретизации в новых или более трудных условиях» [3, с. 44]. Необходима модель, учитывающая эти новые и более трудные условия, прогноз развития внешней среды и другие ситуационные характеристики (например, размер, тип и технологии производства, поставленные конкретные цели, принятая программа действий). Необходима методика моделирования, позволяющая найти новую парадигму «как должно быть», обеспечивающую требуемые более высокие характеристики организации и позволяющую получить видение этой новой организации, а далее осуществить переход организации на это новое более высокое состояние развития. Отметим, что здесь идет речь не о моделировании процессов деятельности организации, а моделировании самой организацию: о получении требуемых ее характеристик целенаправленно изменяя элементы исходной парадигмы «как есть». 

Такую методологию развития организации можно назвать Видение-Парадигма-Модель – ВПМ (Vision-Paradigm-Model – VPM). 

Отметим, что таким образом полученная модель – референтная (эталонная) модель, должна не просто исходить из теоретических предпосылок обеспечивающих максимальное развитие организации, а должна быть разработана с учетом интересов коллектива и других заинтересованных сторон, должна быть реализована с их участием и поддержкой. Только такая методология развития организации, с применением соответствующей структуры парадигмы (она должна быть необходима и достаточна) и методики моделирования, может обеспечить требуемые характеристики организации на новом ее уровне, и с минимальными затратами ресурсов. При этом, поскольку возможности организации ограничены, может потребоваться поэтапная разработка нескольких парадигм сменяющих одна другую, при этом только последняя из парадигм может обеспечивать требуемые характеристики, – потребуется разработка соответствующей стратегии поэтапного развития организации.

СОДЕРЖАНИЕ
  Введение
1 1.Постановка задачи развития организации
2 2.Основные методологии развития
2.1 2.1Основные модели проведения изменений и парадигмы организации
2.2 2.2.Модели организационного развития
2.3 2.3.Управленческая решеткаРоберта Блейка и Джейн Моутон
2.4 2.4.Система параметров организации Ричарда Дафта
2.5 2.5.Модели жизненного цикла организации
2.6 2.6.Парадигма СТОО
3 3.Социальные отношения и неформальная организация
3.1 3.1.Социальные отношения
3.2 3.2.Стили управления
3.3 3.3.Социальные отношения организации и человека
3.4 3.4.Миссия организации
3.5 3.5.Неформальная организация
3.6 3.6.Иерархическая неформальная организация
3.7 3.7.Целеполагание и целеосуществление в неформальной организации
4 4.Уточненная структура парадигмы и модель организации
5 5.Сравнение парадигм СТОО четырех организаций
  Основные выводы
  Список литературы 
 
Ключевые слова
Развитие организации, организационное развитие, парадигма, модель, моделирование, структура, методология, цель, стратегия, культура, неформальная организация.

Annotation
Organization development is a purposeful change towards organization’s higher competitive position in the external environment which is carried out by the complex and interrelated change of the elements in the system. In this article the solution of this problem is suggested with the following methodology: the current vision of the organization: organization’s paradigm ‘as it is’, the model of the organization and its modeling: organization’s paradigm ‘as it should be’, organization’s vision for the next, higher level of its development.

Keywords
Organization development, paradigm, model, modeling, structure, methodology, target, strategy, culture, informal organization
 
                                                                      СОДЕРЖАНИЕ >> 1.Постановка задачи развития организации

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Развитие организации"

28.03.2017 11:27  Анна

Что такое формализация и самоорганизация организации?

28.03.2017 12:58  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любая деятельность может осуществляться разными методами. Одни методы более эффективны, другие менее эффективны. Одни обеспечивают более высокое качество, другие – менее высокое. Поэтому более эффективные и качественные методы формализуются в организации в виде регламентов бизнес-процессов и другой организационной документации.
С другой стороны, ситуация в процессе деятельности постоянно и непредсказуемо изменяется, поэтому просто невозможно полностью формализовать деятельность. Человеку постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые не описаны в регламентах и ему самому приходится решать, как действовать. Это и есть самоорганизация, без которой любая практическая деятельность, особенно в интеллектуальных сферах просто невозможна. Не зря же «работу по правилам» называют «итальянской забастовкой».
Для самоорганизации важна организационная культура, направленная на достижение целей предприятия. При правильно разработанных формальных регламентах и системе мотивации, формальные регламенты становятся артефактами культуры – корпоративной культуры.

05.10.2017 4:09  аноним

спасибо!


09.11.2018 22:13  Федор

Цели отдела развития компании?


10.11.2018 10:38  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Декларируемые цели понятны из названия отдела. На деле же мы не видели ни одного отдела развития, отдела стратегического развития, которые бы определяли направления развития предприятия, обеспечивали бы его развитие. Это отмечают и теоретики, например, Игорь Ансофф.
Определение направлений и постановка целей развития - это совместная деятельность собственника, руководителя предприятия, топ-менеджеров. С возможным подключением внешних (но не внутренних - И. Ансофф - консультантов). Достижение - деятельность соответствующих руководителей.

18.05.2020 10:04  Инна

Является ли развитие основной целью компании?

18.05.2020 14:34  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основная цель компании - это превосходство в конкурентной борьбе. А для этого необходима прибыль идущая, в том числе и на развитие компании. Ведь развитие требует существенных инвестиций, которые окупаются только с течением времени.
Здесь можно отметить, что все теоретики, начиная с Шумпетера, четко говорят, что основные направления деятельности компании - это хозяйственный оборот (рутина), приносящий прибыль, и предпринимательство (развитие), обеспечивающее новые продукты, технологии, рынки, и др. - преимущество над конкурентами. Ведь они так же развивают свои продукты, технологии, рынки, борясь за потребителя. И без развитие предприятие потеряет потребителя и проиграет в конкурентной борьбе.

Так можно сказать, что цели компании - это и получение прибыли, и развитие.

04.08.2020 10:05  Василий

Основные задачи для развития компании?

04.08.2020 12:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные задачи для развития компании определяются ее основными целями. Если цели компании превосходство в конкурентной рыночной борьбе, то задачи развития компании, как отмечали Йозеф Шумпетер, Френк Найт и другие, заключаются в совершенствования и создания новых продуктов, технологических процессов, методов организации, освоения новых рынков приобретения необходимых ресурсов и реализации продукции, и др.
Компании необходимо провести анализ и определить какие конкретные методы развития необходимы ей в данных условиях и поставить соответствующие цели и задачи. И это вопрос сугубо индивидуальный для каждой конкретной компании.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Развитие организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020