О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Повышение эффективности деятельности предприятия, преодоление проблем и кризисов, его перевод на новый более высокий уровень развития
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Корпоративные семинары и тренинги

Методика наших консалтинговых услуг

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Проблемы экономики и менеджмента №6 2016 г. «Парадигма современного менеджмента и её базис»

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегическое управление №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Волжский научный вестник №8 2013 г. «Современная организация: целеполагание и целеосуществление

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №10 2011 г. «Разработка стратегии предприятия: современный подход»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 г. «Основные условия эффективности предприятия

Российское предпринимательство №6 вып.2 2010 г. «Инновационный подход к сбалансированной системе показателей»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
29.07.2013

Общее, предметное и параметрическое целеполагание

В статье «Современная организация: целеполагание и целеосуществление» [1] отталкиваясь от исходных фиктивных целей Альфреда Адлера были определены три уровня целеполагания:
1) Фиктивные цели развития и превосходства
2) Общее целеполагание – определение общих экономико-социальных целей и политик.
3) Предметное целеполагание – определение конкретных предметных результатов деятельности.
Кроме этого, используется и другой вид целеполагания, который зачастую подменяет и общее, и предметное целеполагание:
4) Параметрическое целеполагание – определение параметров деятельности (показателей деятельности).
1. Альфред Адлер так писал о цели развития и превосходства: «эта цель фиктивна, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [2].
 
2. «Конкретная форма» целей развития и превосходства – это те общие цели и политики, которые ставит перед собой человек, организация: сфера деятельности и общие экономико-социальные результаты которые должны быть достигнуты. Человек выбирает именно ту сферу деятельности, в которой он может достичь своих целей развития и превосходства, и ставит перед собой те общие экономико-социальные цели, которые он в состоянии достичь, имеет соответствующие компетенции и ресурсы.
От фиктивной цели человек переходит к общей цели, но результат ее пока еще «не опредмечен», а поэтому и недостижим, необходимо перейти к предметной цели.
 
3. Необходимо поставить не только общие цели, а и цели в предметной области: сформулировать в выбранной сфере деятельности те конкретные предметные результаты, которые он хочет осуществить для достижения своих общих целей. Например, человек выбирает сферу бизнеса по производству определенного вида продукции или услуг, и он определяет конкретные продукты, которые он будет производить, объемы производства, обеспечивающие достижение его общих целей, уточняет экономико-социальные результаты, при необходимости и корректируя их.
 
Предметное целеполагание определяет номенклатуру и объемы выпуска продукции исходя из имеющихся компетенций и ресурсов, уточняет общие цели. Предметное целеполагание довольно легко проводится в сфере товаров, но в сфере услуг уже достаточно сложно, еще сложнее в сфере государственных и общественных организаций, фактически, это тоже сфера услуг. Однако и здесь предметное целеполагание реализуемо [3].
 
4. Сложность предметного целеполагания обусловила параметрическое целеполагание, когда в качестве цели ставится не конечный результат деятельности, а параметры – показатели деятельности. Это система сбалансированных показателей Каплана и Нортона.
 
Каплан и Нортон писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии “окружающей среды” и “хода выполнения полета”» [4]. Это совершенно правильно, но если пилот будет просто поддерживать все показатели на заранее заданном уровне, то совершенно неизвестно, куда он прилетит.
 
Показатель не может быть самоцелью, на достижение которой направляется деятельность организации и мотивируются члены организации. Основное – это цель, доставить такой-то груз, в такую-то точку, в такой-то срок, с такими-то затратами, т. е. предвидимый конечный результат. Составляется график полета с промежуточными точками, в полете, конечно, летчик пользуется показаниями приборов и поддерживает значение показателей такими, какими он считает нужными при данных условиях внешней среды, которые будут наиболее эффективными в данных конкретных условиях. Летчику не ставится цель поддерживать показания каждого прибора на заданном уровне, и его деятельность не оценивается по тому, насколько четко он выдерживал заданные показания приборов во время полета, оценка идет по конечному результату – доставке груза в заданную точку в заданное время с заданными затратами. Но никак не по показателям полета.
 
При параметрическом целеполагании организация работает на достижение косвенных показателей, а результат: что получили, то и получили, его предвидение просто отсутствует [5]. При управлении ставя вместо конечного результата только некоторые показатели (параметры деятельности), мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно [6]. Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности. И в некоторых случаях достижение заданных параметров деятельности может приводить даже к удалению от требуемого конечного результата.
 
Список литературы
 
1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Современная организация: целеполагание и целеосуществление // Приволжский научный вестник №8 2013 г.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995. - 296 с.
3. Жемчугов А.М. Современная организация: менеджмент услуг // Проблемы экономики и менеджмента №7 2013 г.
4. Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 г. - 320 с.
5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности // Проблемы экономики и менеджмента №11 2012 г., с. 3-12.
6. Жемчугов А.М. Фиктивные цели и конечные результаты // Проблемы экономики и менеджмента №12 2012 г. с. 3-10.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Общее, предметное и параметрическое целеполагание"



04.08.2013 12:44  Amy69

Цитата:
Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности. И в некоторых случаях достижение заданных параметров деятельности может приводить даже к удалению от требуемого конечного результата.
Я не поняла, цель же ведь может быть выражена в конкретных параметрах?


04.08.2013 16:06  Moderator

Параметрическое целеполагание - это когда задаются показатели не результата, а самой деятельности. Например, среднее время обучения сотрудника, показатели дисциплины, и т.д. Они, конечно, имеют отношение к эффективности достижения цели, но на них нельзя осуществлять мотивацию. Иначе задаваемые показатели будут достигнуты, а цель - результат деятельности - нет.
Известный факт, в МВД задается показатель расрываемости преступлений. И это приводит к тому что он достигается с применением самых неэтичных, а то и преступных методов, а преступность при этом только растет - сами полицейские совершают преступления в погоне за показателями.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Общее, предметное и параметрическое целеполагание", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.


Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

24.05.2017 22:07   Марина   Статья: Жизненный цикл организации

Как управлять жизненным циклом?

24.05.2017 22:46   Moderator   Статья: Жизненный цикл организации

Жизненным циклом управлять не надо. Необходимо управлять развитием предприятия - определять когда и какие изменения необходимо провести (и как провести) в предприятии, какие результаты принесут эти изменения предприятию. Тогда жизненный цикл предприятия и будет идти по оптимальному пути.



Наши новые статьи

23.05.2017 Заключение договоров развития предприятия
Развитие предприятия – это основа не только высоких результатов его деятельности, но и самого выживания предприятия. Если предприятие не развивается, не изменяется – оно неизбежно погибнет. Если же предприятие ... далее

12.05.2017 Полная модель управления организацией Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2017
Модели управления организацией развиваются более ста лет, фактически, со времен Анри Файоля, и до настоящего времени. Однако только в середине прошлого века Куртом Левиным (1947) было показано, что управление ... далее

06.05.2017 Определение целей организации
Все символы, кроме «R», в аббревиатуре «SMART» достаточно однозначны, но символ «R» настолько неоднозначен, что, в общем виде, сводит значение технологии SMART, для постановки цели организации, практически к нулю. Цель ... далее

05.05.2017 Мотивация, KPI и культура организации Системная инженерия №5 2017
Проблема управления социальной организацией заключается в том, что организация принимает человека для удовлетворения потребностей организации, для достижения целей, которые перед ней поставлены. Человек же приходит в ... далее

03.05.2017 Программно-целевое управление
Программно-целевое управление встречается не только в программно-целевой организационной структуре управления, оно встречается и во всех других структурах управления, даже в линейной. Ведь деятельность предприятия – это ... далее



  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru