Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Социо-кибернетическая модель организации. 1 ЦелиВведение
При создании организации, при целеполагании, разработке стратегии и структуры, при принятии управленческих решений, необходимо предварительно предвидеть результат. Иными словами, необходимо промоделировать предполагаемые условия и действия, выяснить достижим ли требуемый результат в данных условиях данными действиями, выявить оптимальные условия и действия, и только потом принимать окончательное решение и начинать практическую деятельность. А для такого моделирования необходима адекватная модель организации.
«Система управления является предметом изучения кибернетики. Беда в том, что системы управления достаточно сложны, чтобы служить адекватной моделью фирмы, причем настолько сложны, что кибернетики не понимают их полностью, не прибегая к моделям» [1]. И важность моделей заключается в том, что «Модели могут служить основой для проведения экспериментов с меньшей затратой средств и в более короткие сроки, чем при исследовании изменений на реальных системах [2]. Однако «Практически не может быть единой модели социальной системы. … При отсутствии всеобъемлющей модели должны применяться различные модели для разных категорий вопросов относительно одной и той же системы» [2].
Таким образом необходимо определиться с тем какие вопросы мы хотим моделировать и создать требуемую модель, модель социальной организации, позволяющую решать основные вопросы создания и развития организации.
Как и у Стаффорда Бира «Нашей целью будет построение модели любой жизнеспособной организации. Фирма представляет собой нечто органическое, намеренное выжить, и я называю ее жизнеспособной системой. … если мы хотим понять принципы жизнеспособности, лучше всего в качестве модели выбрать системы, известные как жизнеспособные» [1]. В качестве такой жизнеспособной системы Стаффорд Бир выбрал человека и создал рекурсивную нейрокибернетическую модель организации, основанную на нейрофизиологии человека [1]. Однако его модель была настолько сложна, что не удалось раскрыть ее даже на два уровня иерархии, и практического ее применения неизвестно. Кроме того она не охватывает социальные вопросы: отношения, культуру.
Основным видом применяемых в настоящее время моделей являются «графо-аналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п.» [3].
Рис. 1. Графо-аналитическая модель организации.
Однако это статические и чисто механистические модели, не учитывающая человеческого фактора и не позволяющая моделировать процессы самого управления организацией, тем более процессы создания самой организационной структуры, разработки стратегии (рис. 1).
Исходя из цели и политик собственника модель должна обеспечивать:
- Оценку максимально-достижимых социально-экономических целей организации исходя из внешней и внутренней ситуации.
- Определение стратегии и структуры организации, обеспечивающих достижение поставленных целей, стратегию ее структурных подразделений, сотрудников, оптимально распределить имеющиеся ресурсы. Обеспечивать возможность ликвидации бюрократических барьеров.
- Обеспечение реализации стратегии и достижения поставленных целей за счет эффективной системы управленческого учета и поддержки принятия управленческих решений – корректирующих и предупреждающих действий.
- Определение оптимальной системы оплаты и мотивации сотрудников всех уровней.
- Формирование культуры организации и организационного порядка, направленных на достижение поставленных целей.
При этом модель должна позволять моделировать:
- внутреннее и внешнее целеполагание.
- реализацию стратегии организации при изменении внутренней и внешней среды.
- децентрализацию и координацию.
- изменения формальной организации.
- изменения культуры, смысла организации.
- формирование организационного порядка.
- формирование и функционирования самоорганизации.
- устойчивость и целостность организации.
- все пять потоков информации, отражающих деятельность промышленного предприятия [2], а при необходимости, и все другие потоки.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Социо-кибернетическая модель организации"
18.11.2014 15:05 Евгений П.
Можно ли на базе этой модели разработать математическую модель и проводить математическое моделирование?
| 18.11.2014 20:11 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Это, к сожалению, невозможно.
Данная модель относится к микроэкономике, которая в отличие от макроэкономики, которая имеет дело с величинами таких агрегированных показателей, как занятость и доход, а с их структурой. И в микроэкономике невозможно создать математическую модель принятия конкретных решений человеком (они могут зависеть даже от того, поругался ли он намедни с женой), невозможно создать математическую модель окружающей среды конкретного предприятия.
| 23.04.2021 10:40 Василиса
Какие модели облегчающие процессы управления применяются в организациях?
| 23.04.2021 12:06 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Существуют четыре модели организации предприятия с различающимися принципами управления: административная, экономическая, партнерская и попустительская. Самые сложные процессы управления в экономической модели и она дает эффект только при простейших видах труда. Далее идет партнерская система базирующаяся на самоуправлении, однако процессы поддержки этого самоуправления требуют достаточных компетенций. Следующей идет административная система, в которой исполнение распоряжений и заданий руководства базируется на угрозе увольнения. Практически не имеет управления попустительская модель, в которой коллектив предоставлен «самому себе» и сам организует деятельность понимая, что если он не будет давать результатов, он будет распущен. С точки зрения эффективности наиболее предпочтительной является партнерская модель, затем идет административная при уровне оплаты труда существенно выше среднерыночной (когда угроза увольнения наиболее действенна), далее попустительская, и при простейших видах труда (ее основатель Фредерик Тейлор применял ее при разгрузке вагонов), экономическая.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социо-кибернетическая модель организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|