О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.04.2007

История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием

Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:
  • Наличие ясной цели деятельности;
  • Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
  • Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
  • Централизация и внутренняя иерархия
  • Единоначалие
  • Разработка оптимальных методов выполнения работы;
  • Абсолютное следование стандартам и правилам;
  • Жесткая внутренняя дисциплина
  • Оплата по результатам труда;
  • Анализ работы предприятия и контроль;
  • Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.   
Созданием  теории формальной организации были посвящены труды Р. Мертона, Ф. Селзника, П.М. Блау, А. Эгциони, Э. Мэйо и др. Они рассматривали  проблемы эффективности административных структур, механизмы функционирования власти; формально-технические составляющие бюрократии; внутриорганизационные законы и интересы; связь с социальной средой; способы и формы ограничения бюрократии.
В этой группе теорий особое место принадлежит теории Макса Вебера, сформулированной в начале 1900-х годов. Вебер предлагает бюрократическую модель организации, но в отличие, например, от представителей концепции «организация - машина» (А. Файоль, Л. Урвик), он не занимается практическим построением бюрократических отношений, он создает теоретическую модель.  

Характеристики рациональной бюрократии Макса Вебера: 
  1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
  5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
  6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.

Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики):
  • Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.

Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.

 CorpSys.ru


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием"



17.05.2010 12:19  Инна

Могут ли существовать бюрократические структуры в наше время?

17.05.2010 15:27  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

    В наше время бюрократические организационные структуры могут эффективно существовать в малых коммерческий предприятиях с одним уровнем иерархии. При этом, практически все действующие небюрократические организационные структуры средний и крупных содержат признаки бюрократических структур.
    Ну и бюрократические организационные структуры эффективны на предприятиях и организациях работающих в условиях стабильной внешней среды. К ним относятся предприятия выполняющие стабильные государственные заказы, органы государственного управления, армия, и т.д.
    Недостатки же, связанные со слабой мотивацией работников бюрократических структур, скорее связаны с издержками бюрократии, с ее стремлением выйти из под контроля общественности, увековечить себя и развязать себе руки. На этой почве развивается коррупция, ставящая крест на эффективности бюрократических структур. Только прозрачность бюрократических структур и подотчетность их общественности может обеспечить их эффективность с точки зрения общества, а не с точки зрения самой бюрократии. Это противоречие в нашей стране пока решается в пользу бюрократии, со всеми вытекающими последствиями.

12.09.2011 15:08  Gawab

Боже мой, какая чушь! Модератор, Вы хоть знакомы с современной западной социологией? Да она уже камня на камне не оставила от теории "рациональной бюрократии" Вебера. Взять того же Роберта Мертона, Крозье, Коэна? А то, как "эффективны" органы госуправления или армия знают даже дети! Сводить недостатки бюрократических структур к "слабой мотивации" работников?! Откуда такая дремучесть?

18.09.2011 0:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

   Исследования бюрократии, проводимые и весь прошлый век, и проводимые в наше время, пришли, по крупному, только к тому, что бюрократическая организация является не рациональной, как утверждал Вебер, а ограниченно рациональной, поскольку невозможно исключить влияние "человеческого фактора". И ни одной сколь нибудь достойной концепции управления, в которой бы отсутствовала бюрократия, выдвинуто не было.
   По Веберу, всякая работа выполняется в соответствии с определенным набором правил, исключающих как произвол, так и фаворитизм; всякая сделка регулируется и оформляется соответствующим договором. У нас же все это нарушено, и о произволе наших чиновников (их даже нельзя назвать бюрократами, они не достойны этого) знают даже дети.
   Что же касается бюрократии в госструктурах и бизнесе, то это две большие разницы. Собственник  кровно заинтересован своем бизнесе и в ликвидации произвола своих бюрократов. Госструктурами же руководят люди совсем с другими интересами. Соответственно и "наборы правил" в бизнесе и госструктурах совершенно разные, в последних они и дают возможность произвола чиновникам, а это отклонение от бюрократии.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры"

Вопрос в развитие: значит свободные рыночные отношения в системе BUM могут вести только подразделения, деятельность которых не зависит от других подразделений - выпускающие конечную рыночную продукцию?


03.12.2018 14:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: BUM (Business Unit Management) - Управление предприятием с помощью бизнес-единиц

Если подразделение ведет свободные рыночные отношения, то оно динамично и эффективно. Но эффективно именно само подразделение, а не предприятие в целом - весь доход в основном остается в подразделении.
Это объясняется тем, что, если подразделение определяет продукцию и потребителя, собственник уже владеет ситуацией и не может контролировать то, как подразделение управляет теми ресурсами, которые собственник выделяет подразделению - объясняется теорией остаточных прав контроля активов.
Для эффективности предприятия в целом, доходности предприятия, собственник должен устанавливать "правила игры" и в плане выпускаемой продукции (собственник должен управлять бизнесом своего предприятия), и в плане взаимодействия структурных подразделений (собственник должен управлять организацией деятельности - институциональной средой).



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru