О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.04.2007

История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием

Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:
  • Наличие ясной цели деятельности;
  • Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
  • Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
  • Централизация и внутренняя иерархия
  • Единоначалие
  • Разработка оптимальных методов выполнения работы;
  • Абсолютное следование стандартам и правилам;
  • Жесткая внутренняя дисциплина
  • Оплата по результатам труда;
  • Анализ работы предприятия и контроль;
  • Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.   
Созданием  теории формальной организации были посвящены труды Р. Мертона, Ф. Селзника, П.М. Блау, А. Эгциони, Э. Мэйо и др. Они рассматривали  проблемы эффективности административных структур, механизмы функционирования власти; формально-технические составляющие бюрократии; внутриорганизационные законы и интересы; связь с социальной средой; способы и формы ограничения бюрократии.
В этой группе теорий особое место принадлежит теории Макса Вебера, сформулированной в начале 1900-х годов. Вебер предлагает бюрократическую модель организации, но в отличие, например, от представителей концепции «организация - машина» (А. Файоль, Л. Урвик), он не занимается практическим построением бюрократических отношений, он создает теоретическую модель.  

Характеристики рациональной бюрократии Макса Вебера: 
  1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
  5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
  6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.

Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики):
  • Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.

Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.

 CorpSys.ru


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием"



17.05.2010 12:19  Инна

Могут ли существовать бюрократические структуры в наше время?

17.05.2010 15:27  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

    В наше время бюрократические организационные структуры могут эффективно существовать в малых коммерческий предприятиях с одним уровнем иерархии. При этом, практически все действующие небюрократические организационные структуры средний и крупных содержат признаки бюрократических структур.
    Ну и бюрократические организационные структуры эффективны на предприятиях и организациях работающих в условиях стабильной внешней среды. К ним относятся предприятия выполняющие стабильные государственные заказы, органы государственного управления, армия, и т.д.
    Недостатки же, связанные со слабой мотивацией работников бюрократических структур, скорее связаны с издержками бюрократии, с ее стремлением выйти из под контроля общественности, увековечить себя и развязать себе руки. На этой почве развивается коррупция, ставящая крест на эффективности бюрократических структур. Только прозрачность бюрократических структур и подотчетность их общественности может обеспечить их эффективность с точки зрения общества, а не с точки зрения самой бюрократии. Это противоречие в нашей стране пока решается в пользу бюрократии, со всеми вытекающими последствиями.

12.09.2011 15:08  Gawab

Боже мой, какая чушь! Модератор, Вы хоть знакомы с современной западной социологией? Да она уже камня на камне не оставила от теории "рациональной бюрократии" Вебера. Взять того же Роберта Мертона, Крозье, Коэна? А то, как "эффективны" органы госуправления или армия знают даже дети! Сводить недостатки бюрократических структур к "слабой мотивации" работников?! Откуда такая дремучесть?

18.09.2011 0:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

   Исследования бюрократии, проводимые и весь прошлый век, и проводимые в наше время, пришли, по крупному, только к тому, что бюрократическая организация является не рациональной, как утверждал Вебер, а ограниченно рациональной, поскольку невозможно исключить влияние "человеческого фактора". И ни одной сколь нибудь достойной концепции управления, в которой бы отсутствовала бюрократия, выдвинуто не было.
   По Веберу, всякая работа выполняется в соответствии с определенным набором правил, исключающих как произвол, так и фаворитизм; всякая сделка регулируется и оформляется соответствующим договором. У нас же все это нарушено, и о произволе наших чиновников (их даже нельзя назвать бюрократами, они не достойны этого) знают даже дети.
   Что же касается бюрократии в госструктурах и бизнесе, то это две большие разницы. Собственник  кровно заинтересован своем бизнесе и в ликвидации произвола своих бюрократов. Госструктурами же руководят люди совсем с другими интересами. Соответственно и "наборы правил" в бизнесе и госструктурах совершенно разные, в последних они и дают возможность произвола чиновникам, а это отклонение от бюрократии.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "История бюрократической (иерархической) организационной структуры управления предприятием", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры"

Чтобы понять суть проблемы нужно перейти на другой уровень знаний - это решение_________ конфликтов.


07.09.2018 9:14   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Сетевая организационная структура управления предприятия

Уже не раз писал по поводу учебных заданий.

Что же касается проблем и конфликтов, то проблемы возникают тогда, когда мы не замечаем или не можем разрешить возникающих конфликтов. Суть проблемы - это и есть причина конфликта. Распознаем причину конфликта - поймем суть проблемы. Разрешим конфликт - ликвидируем его причину - проблема исчезнет.

А для того, чтобы дать "правильный" ответ на приведенное задание, необходимо или прослушать лекции вашего преподавателя, или просмотреть рекомендованную преподавателем литературу (другая даст другие ответы).

Если же кто-то может так вот просто взять, и каждый раз "перейти на другой уровень знаний", то для такого индивида - это "решение любых конфликтов"!



Наши новые статьи

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru