Цикл PDCA Деминга. Ориентация на результаты подразделений
Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №2 2016 г.
7. Ориентация на результаты подразделений организации
Из
рис. 18 видно, что на результат организации работает только вся организация в целом, подразделения же работают только на процесс. Поэтому результат достигаемый каждым подразделением (то, что оно получает за свою деятельность) определяется административно и субъективно (распределение сверху из «общего котла»).
В то же время каждое подразделение организации (каждая стадия процесса) имеет своего потребителя – следующее подразделение (следующую стадию). На конечной стадии - товар или услуга попадает конечному потребителю [2]. Здесь каждое из подразделений - это «место, где происходит добавление ценности» [11]. И результат, достигаемый каждым подразделением должен не просто назначаться сверху, он должен определяться ценностью, добавляемой этим подразделением. Для этого существуют различные методы, например, внутренний хозрасчет, бюджетирование, трансфертные цены, и др. Чтобы ввести эти методы подразделения должны иметь достаточную самостоятельность.
На рис. 19 изображена организация с тремя самостоятельными подразделениями (с протекающими внутри их процессами) и с обратными связями по результату подразделений.
Рис. 19. Организация с тремя самостоятельными подразделениями.
В данном случае (рис. 19) административное распределение отсутствует (рис. 19 центральное руководство даже условно не изображено). Выручка от реализации продукции поступает в конечное подразделение организации, однако, это не результат этого подразделения, а всей организации. Конечное подразделение передает результаты других подразделений по цепочке от выхода к входу. А самое первое подразделение оплачивает и входные материалы и комплектующие (на рис. 19 не показано). Здесь реальный результат каждого подразделения определяется созданной им добавленной стоимостью (после реализации конечной продукции потребителю) и каждое подразделение ориентировано на получение своей максимальной добавленной стоимости. Процессный подход здесь реализуется внутри подразделений.
Такая организация с ориентацией на результат наиболее соответствует менталитету Запада и России, но и Япония, как отмечалось выше, в последние годы пошла по пути повышения роли оплаты по результату. При этом и на Западе, и в России процессный подход находит все большее применение.
Можно отметить, что в пределе ориентация на результат может быть доведена до каждого сотрудника организации, только требуется соблюдать оптимум между оплатой за индивидуальный результат, за коллективный результат, и за качество процессов и продукции.