Повышение эффективности деятельности предприятия. Важность
Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
4. Важность выстраивания производственных отношений
Изложенное в предыдущих разделах показывает, что простая разработка организационных документов деятельности предприятия (даже в соответствии с системой менеджмента качества ИСО 9000), исходящая из целей предприятия (задаваемых собственником) не дает значительного эффекта в повышении его эффективности. Не дает, поскольку, при разработке этой документации цели и интересы собственника и коллектива находятся в противоречии. Такая организационная документация дает основной эффект лишь в стабильности, предприятия, повышении его капитализации.
Для повышения же эффективности деятельности предприятия, повышения ее не на проценты, а в разы, необходимо, самое главное, определить взаимовыгодные производственные отношения между собственником и коллективом, а также внутри коллектива. Особую сложность представляет определение отношений внутри коллектива, когда вклад в результат предприятия вносит и каждый член коллектива, и коллектив в целом, когда важны не только экономические аспекты, но и социальные.
Если правильно поставить эти отношения, то противоречия между собственником и коллективом, противоречия внутри коллектива, снимаются, коллектив будет вести разработку документов для обеспечения как личной эффективности, так и эффективности всего предприятия, будет ставить и реализовывать максимально достижимые цели, как свои личные, так и предприятия.
Выстраивание отношений, построение базиса организации – это самый сложный вопрос, но именно его предварительное решение обеспечивает максимально возможный рост эффективности деятельности предприятия. Решение же вопросов формальной организации, как говорится, «это дело техники». А правильно сформулированная миссия, правильно поставленные цели предприятия, разработанная на таком базисе формальная организация достаточно успешно приводит и к формированию требуемой организационной культуры, и к формированию требуемой неформальной организации, необходим только лидер, способный сплотить коллектив на достижение поставленных целей [15, 23].
Заметим, что в статье мы никак не отметили важность инноваций в повышении эффективности. Хотя, как известно, основная модель развития предприятия – это модель инновационного развития. По сути, инновации – это единственная возможность для конкурентного прорыва. Система инноваций формируется из элементов и отношений, которые взаимодействуют в производстве, распространении и использовании нового и экономически полезного знания [24]. Поэтому наибольшее внимание в сфере инноваций в настоящее время должно быть уделено механизмам обеспечения инновационного развития персонала за счет создания в организации соответствующих условий. К системообразующим элементам управления здесь следует отнести [25]:
- организационную структуру управления персоналом предприятия;
- нормативные документы предприятия по должностным обязанностям сотрудников и структурных подразделений;
- систему оплаты, стимулирования и мотивации труда на предприятии.
Из этого мы видим, что и в направлении инновационного развития авторы определяют системообразующими элементами принятые предприятием положения формальной организации и производственных отношений. Только производственные отношения являются базисом, определяющим все построение формальной организации, а далее и формирования неформальной.
Таким образом можно показать, что и практически любое другое направление повышения эффективности также основывается на производственных отношениях и формальной организации, на соответствующей им неформальной организации, обеспечиваются соответствующей организационной культурой, самоорганизацией и самоуправлением. И это не только отмеченные здесь инновации, это и стержневые компетенции (создание которых идет вне организационных границ [26]), и динамические способности фирмы (способность пересматривать свои компетенции при изменении внешней среды [27]), и сверхнормативная эффективность, и технологии, и т.д., – их развитие является прямым следствием правильно выстроенных производственных отношений, формальной организации, сформированной организационной культуры и неформальной организации деятельности.
С учетом всего изложенного, на первое место поставим базисные документы по производственным отношениям, а далее по формальной организации и управлению, по неформальной организации.
1) Основные документы по производственным отношениям
- Коллективный договор.
- Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
- Положения об оплате труда, мотивации.
2) Основные документы по организации:
- Цели и миссия предприятия. Стратегия предприятия.
- Органограмма (графическая схема организационной структуры).
- Положения о подразделениях и должностные инструкции.
- Описания бизнес-процессов, в том числе процессов разработки стратегии, планов и бюджетов.
3) Основные документы по управлению:
- Система стратегического управления.
- Программы и планы деятельности, отчеты системы управленческого учета. Программы корректирующих и предупреждающих мероприятий.
- Формальные положения об организационной культуре. Это не нормативные документы, регламентирующие внутренние идеалы, цели, принципы и нормы деятельности коллектива (их регламентировать невозможно), это только их видение, то, к чему необходимо стремиться.