Парадигма предприятия. Неформальная организация
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
(3) Неформальная организация
Формирование неформальной организации – это завершающий 3-й этап создания современного эффективного предприятия. И это самый сложный этап: это уже не разработка формальных положений и документов, а их внедрение в реальную деятельность коллектива. Во введении уже отмечалось, что выпуск всех разработанных документов, утверждение приказа об их внедрении, рассылка и получение подписей об ознакомлении – это еще не внедрение – это только завершение создания формальной организации. Только когда принципы и нормы этих документов станут внутренними принципами и нормами деятельности коллектива, когда разработанные формальные положения станут артефактими организационной культуры [20] – только тогда и будет завершено внедрение этих документов. И это накладывает особые требования к разработке формальных документов – они должны быть ориентированы и на достижение целей предприятия, и на достижение личных целей коллектива.
Без такого внедрения формальных документов, деятельность также будет чисто формальной и неэффективной. Эффективна деятельность тогда, когда коллектив осуществляет свою деятельность не по предписанными ему сверху формальными документами, а по документам, ставшими внутренними принципами и нормами самого коллектива. Это и есть неформальная организация.
Впервые наличие внутри формальной организации параллельной неформальной организации (а не просто неформальных отношений) показал в 1933 году Чарльз Бернард [5], показал не только, что неформальные организации абсолютно необходимы формальным, а то, что формальные организации представляют собой опоры, обеспечивающие достаточную стабильность неформальных объединений, посредством которых и осуществляется практическая деятельность людей. Он писал, что факторы, возникающие в ходе взаимодействия в группе, влияют на людей и, в сочетании с другими факторами, становятся частью их интеллектуального и эмоционального склада. Они вызывает такие изменения в мотивах людей, которые могут быть как благоприятны для системы, так и быть и неблагоприятны для нее [5]. Это подтверждает в 1964 году и Роберт Дойдут: «особая роль при отдании и восприятии приказов принадлежит неформальной организации» [21], эти положения являются актуальными и в наш век, и чем далее, тем более они актуальны.
В реальной деятельности выступает именно неформальная организация: «Законы не создают командной игры. Она не порождается законами. На каждое писаное правило есть тысяча неписаных правил, которые управляют миллионами совершаемых ежедневно сделок, из которых состоит бизнес. Эти правила не установлены какой-либо конкретной инстанцией, они не исходят сверху. Они вырастают из практики, то есть снизу. Они основаны на взаимопонимании и компромиссе, на желании достичь общих целей и служить общему благу. Их соблюдают добровольно, поскольку они основаны на опыте и здравом смысле». А для нового предприятия, при еще не сложившейся неформальной организации, обеспечить эффективную и рациональную деятельность практически невозможно [5].
Из приведенного изложения можно заключить:
- Формальная организация сама по себе не порождает деятельности.
- Деятельность порождает только неформальная организация, а формальная организация представляют собой опоры, обеспечивающие стабильность неформальных объединений их направленность на достижение целей предприятия.
И это происходит потому, что:
Деятельность человека порождают только его собственные потребности и мотивы, контролируемые неформальной группой. Именно она выступает в роли носителей социальных норм и одновременно их проводников, являются мощными инструментами социального контроля [22]. Процессы, происходящие в группе «необходимо переосмыслить с точки зрения процесса превращения созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная» группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы» [7], ее культуры: ценностей, принципов, норм. Таким образом, основа эффективной для организации деятельности человека – это формирование неформальной группы и: «Можно сказать с полной определенностью, что единственной, действительно важной, проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею» [18].
При этом, деятельность неформальной организации всегда ориентирована и на достижение целей предприятия, связанное с ее вознаграждением (что и устраняет устраняет функциональную недостаточность формальной организации за счет возникновения внеформальная производственной организации), и на сугубо личные отношения, социально-психологические эмоциональные цели человека (неформальная социально-психологическая организация) [11].
Формальная организация имеет власть только тогда, когда она признается членами предприятия, его неформальными группами, и только в тех рамках, которые допускает неформальная группа. Именно в этих рамках члены группы и «признают власть», подчиняются обобщенным формальным указаниям о том, что и как им делать [5].
Таким образом, формальная организация требуется для того, чтобы организовать и направить деятельность неформальных групп и их членов на достижение целей предприятия. Требуется для того, чтобы сформировать такую неформальную организацию, которая обеспечит инновации, самоорганизацию, саморазвитие, самоуправление и сверхнормативную активность [9].
Неформальная организация, как отмечалось выше, включает личностную организацию направленную на сугубо личные отношения, социально-психологические эмоциональные цели человека, и в неформальную организацию, направленную удовлетворение целей коллектива за счет производственной деятельности.
Таким образом,
положения парадигмы о неформальной организации заключается в следующем. В неформальная организация:
- Именно вненеформальная организация определяемая социальными производственными внеформальными отношениями и формируемая на базе формальной, порождает деятельность человека на предприятии
- Непременным условием правильного формирования неформальной организации является направленность формальной как на цели предприятия, так и на цели человека.
Виды внеформальной организации связанные с социальными отношениями (раздел 1.4):
- Связанная с процессом совместной деятельности.
- Действующая во имя разделяемой общий цели.
- Действующая во имя общей социально одобряемой цели.
Неформальная личностная организация:
- Неформальные группы с сугубо личными непроизводственными отношениями, имеющие социально-психологические эмоциональные цели группы.
При этом внеформальная организация связанная с процессом совместной деятельности в основном соответствует теории X, действующая во имя разделяемой общий цели – теории Y, действующая во имя общей социально одобряемой цели – теории Z.
Основные организационные документы, описывающие требуемую организационную культуру включают:
- Формальное положение об организационной культуре.
Только, в отличие от всех остальных формальных документов, это не документ, регламентирующий организационную культуру предприятия, а документ, определяющий предпочтительные идеалы, принципы и нормы деятельности коллектива, обеспечивающие достижение и целей предприятия, и целей коллектива. Определяющий требуемые единство и гармонию целей коллектива и предприятия. Определяющий требуемое направление формирования неформальной организации.
Также для формирования неформальной организации требуются и:
- Методики формирования неформальной организации.
Однако этих методик на предприятиях не встречаются, они имеются только у некоторых консалтинговых компаний и строго конфиденциальны.