О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.03.2017

Мотивы человека и мотивация персонала. Заключение

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017
 
Из рисунка виден еще один мотив, который присутствует в случае, если результаты предприятия имеют общественно-необходимую ценность. Тогда они имеют личностный смысл и для человека, ведь человек существует именно в обществе. Поэтому такие результаты являются, в большей или меньшей степени, личностным мотивом его деятельности. А при определенных условиях (достаточная степень удовлетворенности витальных потребностей, угрожающие внешние условия, высокая социальная миссия предприятия и соответствующая деятельность руководства), могут стать самым мощным мотивом деятельности. Поэтому этот мотив изображен на рисунке уже сплошной линией со стрелкой,
 
Таким образом, задача постановки человеку внешних целей может проводиться только таким образом, когда человеку и ставится внешнюю цель, и даются мотивы ее достижения. И, когда личностный смысл предлагаемых мотивов оправдывает затраты на достижение человеком поставленной внешней цели, тогда он и ставит свои осознанные личные цели, ведет деятельность по их достижению и, опосредованно, по достижению целей предприятия. И здесь все зависит от следующих трех моментов:
  • Как предлагаемые мотивы гармонизированы с целью предприятия.
  • Какой личностный смысл находит человек в предлагаемых ему мотивах.
  • Какой общественный смысл он видит в деятельности предприятия.
В модели на рисунке показана обратная связь между ценностью достигаемых человеком результатов и его дальнейшими мотивами: если человек увидит, что мотивы, которые ставятся человеку могут изменяться (например, снижение расценок при сдельной оплате), то ценность мотивов предприятия, их личностный смысл, снижается. Другой аспект – это изменение ценности результата для человека со временем. Изменение личностного смысла у самого человека.
 
Отметим, что самое важное в мотивации – так это то, что деятельность человека направлена не на достижение поставленной ему внешней цели, а на реализацию тех мотивов, которые он осознает, как личностные и принимает. Направлена на личностные цели достижения тех мотивов, которые он сам находит и принимает. Соответственно цели предприятия и человека при неправильно организованной направленности мотивации, или вообще без организации, могут существенно расходиться.
 
Различные предприятия организованы исходя из различных ключевых положений – парадигм, включающих и положения мотивации. Соответственно в них и по-разному осуществляется и деятельность, что можно видеть из таблицы.
 
Таблица. Основные мотивы деятельности предприятий с различными парадигмами.

  Административная Административно-социальная
Экономическая Партнерская Попустительская
Основной мотив Наказание (отрицательный мотив) Общественная необходимость результатов (социальный мотив) Зарплата, соответствующая достигнутым показателям  Зарплата, соответствующая вкладу достигнутым результатам Интересы коллектива (социально-экономический мотив)
Направленность деятельности На избегание наказания На общественно-необходимые результаты деятельности На достижение высоких показателей На достижение высоких результатов деятельности предприятия На личные интересы (в первую очередь, на непроизводственные)
 
Отметим, что зарплата при административной системе не является серьезным мотивом (она имеет высокий приоритет при поиске работы). Повышение зарплаты считается само собой разумеющимся признанием заслуг человека. Более того, после повышения снижается мотивирующая роль карьеры – проще перейти на другой уровень в другом предприятии чем ждать нового повышения. При повременной оплате личностным смыслом является время, проведенное на работе и максимальный комфорт на это время, а не достижение целей, которые ставятся человеку, соответственно и мотивы его деятельности по достижении этих целей невелики. При же сдельной оплате личностный смысл будет направлен на такое выполнение заданий, при котором не повышались бы расценки.
 
Таким образом, задача системы мотивации предприятия – создать такую систему мотивации человека, при которой личностный смысл его деятельности будет совпадать с целью предприятия. И человек выбирает то предприятие, парадигма которого позволяет ему наиболее полно реализовывать свой личностный смысл.
 
Список литературы
  1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ. 1971. 369 с.
  2. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Парадигма менеджмента и парадигма предприятия // В настоящем сборнике.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Мотивы человека и мотивация персонала"

22.03.2017 11:46  Андрей

А что является мотивом организации?

22.03.2017 12:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если отвлечься от мотивов собственника, то мотивом деятельности организации, как отмечал Стенли Янг, является повышение благосостояния ее персонала. И, что бы этот мотив удовлетворял потребности и собственника, необходимо что бы вознаграждение членов организации соответствовало их вкладу в социально-экономический результат организации, требуемый собственнику: прибыль, стоимость бизнеса, известность, лидерство на рынке, и т.д. Необходима гармонизация мотивов собственника и организации.

25.09.2019 18:55  Инга

Можно ли назвать перевод указаний из директивной плоскости в экономическую - мотивацией?

25.09.2019 21:47  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Можно сказать, что мотивация – это создание таких внешних условий, когда у работника появляется внутренний мотив выполнения даваемых ему указаний.
В директивной плоскости – это внутренний мотив избегания наказаний за нарушение директив.
В экономической плоскости – это внутренний мотив получения вознаграждения за выполнение указаний.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Мотивы человека и мотивация персонала", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021