Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Мотивы человека и мотивация персонала

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017
к.т.н. Жемчугов М.К.
 
Человек, и в своей жизни, и в производственной деятельности, далеко не всегда осуществляет эффективную деятельность, временами он может просто «опускать руки» и даже не осуществлять никакой деятельности. Как говорил В. Г. Белинский еще 200 лет назад, без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Таким образом модель жизни имеет следующий вид: интерес – цель – деятельность – жизнь. Все начинается с интереса. Это подтверждают и психологи, понимая под «интересом» – «потребность»: «Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями» [1]. Однако «единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности». В тоже время мотивы «не порождают целей – так же как потребности не порождают своих объектов. … Они порождают «поисковое поведение» [1].
 
Исходя из изложенного можно представить модель деятельности предприятия и человека (она же модель мотивации персонала – без мотивов нет деятельности) в виде, изображенном на рисунке.

Рисунок. Модель мотивации персонала – деятельности предприятия.
 
Предприятие имеет свои потребности, например, прибыль, капитализация, бренд, и т.д. Исходя из своих потребностей оно находит мотивы деятельности, предоставляемые предприятием – предметы, производство которых удовлетворит потребности предприятия (продукты деятельности предприятия) и устанавливает цели своим сотрудникам по их производству.
 
Однако эти цели, без соответствующего мотива, не имеют значения для человека – человек приходит в предприятие для удовлетворения своих потребностей, а не потребностей предприятия. И связь между целями, устанавливаемые предприятием и целями человека зависит от предоставляемых предприятием мотивов достижения этих целей. Человек в предприятии (на рисунке условно изображен только один человек) ищет мотивы удовлетворения своих собственных потребностей. Ищет среди тех предметов удовлетворения экономических и социальных потребностей человека, которые он может найти в предприятии (зарплата, статус, власть, избегание наказания, и т.д.). Как писал А. Н. Леонтьев, обнаружение мотива «составляет специальную задачу: задачу осознания мотива. Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача … осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который имеют для человека те или иные его действия, их цели» [1]. Для человека предметом удовлетворения своих потребностей являются не цели, которые ему ставит предприятие, а те личностные мотивы, который он сам находит в процессе своей поисковой деятельности. Для этого любое предприятие создает систему мотивации цель-мотив, связывающие цели предприятия с личностными мотивами человека (в простейшем виде – систему оплаты труда). И, если человек находит интересующие его мотивы в системе мотивации, то он осознает уже свои цели по достижению этих мотивов, опосредованно достигая и цели предприятия. А если здесь не находит, то продолжает поиск, может найти и такие свои мотивы, которые и не ведут к достижению целей предприятия – оппортунистическая деятельность. Возможен и его уход из предприятия. Поэтому поиск мотива изображен на рисунке пунктиром – решение за человеком.
 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025