О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.03.2017

Мотивы человека и мотивация персонала

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017
к.т.н. Жемчугов М.К.
 
Человек, и в своей жизни, и в производственной деятельности, далеко не всегда осуществляет эффективную деятельность, временами он может просто «опускать руки» и даже не осуществлять никакой деятельности. Как говорил В. Г. Белинский еще 200 лет назад, без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Таким образом модель жизни имеет следующий вид: интерес – цель – деятельность – жизнь. Все начинается с интереса. Это подтверждают и психологи, понимая под «интересом» – «потребность»: «Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями» [1]. Однако «единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности». В тоже время мотивы «не порождают целей – так же как потребности не порождают своих объектов. … Они порождают «поисковое поведение» [1].
 
Исходя из изложенного можно представить модель деятельности предприятия и человека (она же модель мотивации персонала – без мотивов нет деятельности) в виде, изображенном на рисунке.

Рисунок. Модель мотивации персонала – деятельности предприятия.
 
Предприятие имеет свои потребности, например, прибыль, капитализация, бренд, и т.д. Исходя из своих потребностей оно находит мотивы деятельности, предоставляемые предприятием – предметы, производство которых удовлетворит потребности предприятия (продукты деятельности предприятия) и устанавливает цели своим сотрудникам по их производству.
 
Однако эти цели, без соответствующего мотива, не имеют значения для человека – человек приходит в предприятие для удовлетворения своих потребностей, а не потребностей предприятия. И связь между целями, устанавливаемые предприятием и целями человека зависит от предоставляемых предприятием мотивов достижения этих целей. Человек в предприятии (на рисунке условно изображен только один человек) ищет мотивы удовлетворения своих собственных потребностей. Ищет среди тех предметов удовлетворения экономических и социальных потребностей человека, которые он может найти в предприятии (зарплата, статус, власть, избегание наказания, и т.д.). Как писал А. Н. Леонтьев, обнаружение мотива «составляет специальную задачу: задачу осознания мотива. Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача … осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который имеют для человека те или иные его действия, их цели» [1]. Для человека предметом удовлетворения своих потребностей являются не цели, которые ему ставит предприятие, а те личностные мотивы, который он сам находит в процессе своей поисковой деятельности. Для этого любое предприятие создает систему мотивации цель-мотив, связывающие цели предприятия с личностными мотивами человека (в простейшем виде – систему оплаты труда). И, если человек находит интересующие его мотивы в системе мотивации, то он осознает уже свои цели по достижению этих мотивов, опосредованно достигая и цели предприятия. А если здесь не находит, то продолжает поиск, может найти и такие свои мотивы, которые и не ведут к достижению целей предприятия – оппортунистическая деятельность. Возможен и его уход из предприятия. Поэтому поиск мотива изображен на рисунке пунктиром – решение за человеком.
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Мотивы человека и мотивация персонала"

22.03.2017 11:46  Андрей

А что является мотивом организации?

22.03.2017 12:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если отвлечься от мотивов собственника, то мотивом деятельности организации, как отмечал Стенли Янг, является повышение благосостояния ее персонала. И, что бы этот мотив удовлетворял потребности и собственника, необходимо что бы вознаграждение членов организации соответствовало их вкладу в социально-экономический результат организации, требуемый собственнику: прибыль, стоимость бизнеса, известность, лидерство на рынке, и т.д. Необходима гармонизация мотивов собственника и организации.

25.09.2017 18:55  Инга

Можно ли назвать перевод указаний из директивной плоскости в экономическую - мотивацией?

25.09.2017 21:47  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Можно сказать, что мотивация – это создание таких внешних условий, когда у работника появляется внутренний мотив выполнения даваемых ему указаний.
В директивной плоскости – это внутренний мотив избегания наказаний за нарушение директив.
В экономической плоскости – это внутренний мотив получения вознаграждения за выполнение указаний.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Мотивы человека и мотивация персонала", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020