ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Цикл PDCA Деминга. Процессный подход и ориентация на результат

 Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №2 2016 г.

6. Процессный подход и ориентация на результат

Одним из основных признаков системы являются связи с окружающей средой по обмену ресурсами [15]. Именно обмен ресурсами и позволяет обеспечить развитие системы: «На входе системы - поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику» и организация «используют полученную прибыль для поддержание развития» [16]. 

Продукт на выходе организации как системы – это то, что она производит в ходе процессов и предлагает потребителю. Результат же организации – это то, что она получает от своей деятельности, от реализации своей продукции потребителю. Это продукт уже системы организация-потребитель – это ресурсы, получаемые организацией от потребителя: материальные, нематериальные и, в основном, экономические. Получение продукта системы организация-потребитель – это и есть цель организации (предвидимый результат), цель, достижение которой и обеспечивает самосохранение и развитие организации. Сама по себе продукция организации не может являться целью организации.

Отметим, что экономический результат организации – это не выручка от реализации продукции потребителю, это выработка по чистому продукту - показатель объема производства предприятия в денежном выражении, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара. Представляет собой аналог национального дохода на уровне предприятия [13].

Процессный подход – это поддержание и постоянное совершенствование процессов и продукции – охватывает обратные связи по результату процесса: качеству процессов и продукции (текущему и прогнозируемому) на выходах процессов. Он обеспечивается циклами SDCA поддержания и постепенного совершенствования и системы циклов PDCA-SDCA – уровне гемба.

Ориентация на результат – это анализ внешней среды и постановка новых более высоких целей организации (цель – это предвидимый результат) и ориентация на резкие усовершенствования для достижения этих целей. Включая новые, и измененные процессы (новая продукция, модернизированная продукция, новые технологии, и т.д.). Охватывает обратные связи по результату организации (текущему и прогнозируемому). Результату, который дает организации реализация продукта потребителю. Он обеспечивается циклом PDCA (инновации).
Процессный подход (ориентация на результат процесса) в основном замыкается в рамках организации на уровне гемба. Ориентация на результат организации включает и потребителя продукции, и процессы реализации продукции потребителю, и мониторинга внешней среды. Она производится в системе организация-потребитель (рис. 18).

Рис. 18. Результат процесса и результат организации

Очевидна разница во временных характеристиках этих двух обратных связей: если обратная связь по качеству процессов и продукции может вестись в реальном масштабе времени (при быстротекущих процессах даже поминутно), то с обратной связью по результату положение совсем другое. Так, например, полученную прибыль можно выяснить только по истечении квартала, а то и года.
Соответственно очевидно и то, что необходимы обе обратные связи. Причем, для коммерческих компаний качество процессов и продукции – это не цель, а средство получения результата: если самые качественные (с точки зрения принятых стандартов) процессы и продукты не приносят компании прибыли, они должны быть полностью пересмотрены с ориентацией на результат. В целом, любая организация существующая во внешней среде ориентирована на результат организации (выживание и развитие), на то, что она получает от внешней среды. Качественные процессы и продукция на выходе процессов – это средство получения результата организации.

Процессный подход, когда система настраивается на поддержку процессов и продукции заданным стандартам и их улучшении в реальном времени (во временном отрыве от результатов реализации) – это оперативное управление. И, только при обнаружении изменения спроса (или резкому падению результатов процессов), включается обратная связь по результату организации (стратегическое управление). Как отмечал Шиба, необходимо находить компромисс между ориентацией на результат организации и ориентацией на процесс (на результат процесса), необходимы не только долгосрочные цели ориентированные на результат (организации), но также и «промежуточные цели, ориентированные на процесс» [6].

Япония традиционно ориентировалась на процесс, США – на результат. Главными недостатками японской системы являются уравниловка и медленное продвижение молодых сотрудников, а также заниженная оплата их труда. Однако система оплаты труда и продвижения по служебной лестнице, основанная исключительно на возрасте и стаже с точки зрения эффективности устаревает. Или уже устарела. Но лишь в последние годы японцы начали её модернизировать, вводя постепенно контракты, внутреннюю конкуренцию, учёт личного вклада, систему оплаты труда по результатам, и другие элементы западного менеджмента [14].
Процессный подход – циклы SDCA и PDCA-SDCA – самый нижний уровень иерархии (гемба). Там, где работают верхние циклы PDCA, там вопрос стоит уже о целях и ресурсах, а это уже ориентация на результат. Например, вопросы планирования производства по объемам и номенклатуре идут не от процессов, а от целей организации, при необходимости они меняют процессы. Как только мы поднимаемся выше по циклам PDCA (рис. 17) все большее значение имеет анализ внешней среды, ориентация на результат в условиях динамичной внешней среды все более доминирует на процессным управлением, задавая и заменяя и изменяя сами процессы. Основная ориентация на верхних уровнях идет на цели и ресурсы (предвидимые результаты), и это уже ориентация на результат.

5.3.Цикл SDCA в иерархической организации. Иерархическая система циклов PDCA-SDCA << СОДЕРЖАНИЕ >> 7. Ориентация на результаты подразделений организации

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024