Организация: человек, стратегия, структура 11
11. Управление организацией. Структура
Структура организации – способ разделения деятельности (распределение ответственности) и координация и интеграция (распределение полномочий) [33].
Структура любой организации состоит из двух компонент: формальной и неформальной структуры. Каждый человек организации представлен и как личность свободная в принятии решений, и как должностное лицо, выполняющее отведенную ему роль и действующее в соответствии с субординацией по достижению коллективной цели.
Формальная структура – формальные цель организации, миссия в обществе, другие провозглашенные ценности, это ее организационная схема (схема подчинения), регламенты деятельности, определяющие полномочия, взаимодействие, систему мотивации, и т.д. Основа любой формальной структуры – это вид системы управления. Известны три основные системы: централизованная, демократическая и децентрализованная (они имеют различные наименования, в них может вкладываться несколько различный смысл, но принцип остается). Причем ни одна из этих систем не может существовать изолированно (может, если только в малых организациях). Практически в любой организации присутствуют все три системы (но в разных пропорциях в разное время на разных уровнях иерархии), в зависимости от целей, состояния и динамики внутренней и внешней среды.
Неформальная структура - это реально действующие в организации структура ценностей, власти, полномочий, координации, интеграции и самоуправления, называемые организационной культурой.
Как уже было показано с целью, значение имеет не та цель, которая поставлена организации, подразделению, работнику, а та, которая осознанно принята, та, для достижения которой и проводятся все практические действия. Аналогично и со структурой, основное значение имеет та структура, которая принята коллективом, и в соответствие с которой он и строит свою деятельность (хотя формальная структура не может не оказывать своего существенного влияния). Поэтому в данной статье кратко рассмотрим, далее, только вопросы неформальной структуры.
В рамках любой формальной организации со своими формальными подразделения, руководителями, регламентами, практически всегда возникают неформальные группы (организации) со своими неформальными структурами. Это связано с тем, что люди взаимодействуют не только по действующим формальным регламентам, и не только по производственным вопросам. Неформальное взаимодействие начинается со случайного обмена информацией между людьми (а не между должностными лицами организации), а при осознании общности целей и интересов рождаются различные дружеские неформальные группы.
Чем больше организация, тем больше в ней неформальных групп, которые и образуют неформальную организацию со своей структурой, иерархией, лидерами, целями и ценностями, нормами поведения. При этом в отличие от формальных групп, неформальные группы могут и выходить за рамки организации, и один человек может входить в несколько групп. «Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании – социальной организации - неформальной.)» [34].
Человек – существо социальное, и причину возникновения неформальных групп нужно искать скорее в его генах. А какие потребности человека удовлетворяет неформальная группа, так это:
- Потребность в общении;
- Потребность в помощи и взаимопомощи;
- Потребность выполнения работы, непосильной одному человеку;
- Потребность в защите и взаимозащите;
- Потребность в самовыражении;
- Потребность в оценке, признании, уважении.
Ценности и нормы конкретной группы могут соответствовать или не соответствовать формальным нормам и ценностям формальной организации, организационной структуры самой формальной организации. Точнее соответствовать ей в большей или меньшей степени. Чем больше неформальная организационная культура соответствует формальной культуре, направленной на достижение цели организации, тем эффективнее движение организации к поставленной цели.
Неформальная структура групп также может соответствовать формальной структуре подразделений организации в большей или меньшей степени. Однако здесь полное соответствие может нанести даже вред. Сила неформальной организации в том, что она расширяет формальные рамки взаимодействия людей, создает неформальные горизонтальные связи пронизывающие и интегрирующие всю организацию. Если же неформальная организация ограничится только формальными рамками подразделений, этого не произойдет.
В чем ценность неформальной культуры в организации, и чем она может помешать.
- Неформальная организационная культура, если она согласована с формальной культурой, ориентированной на достижении цели организации, является и интегрирующим, и мотивирующим, и контролирующим фактором. Если же она не согласована с формальной культурой, она является дестабилизирующим фактором.
- Неформальная культура достаточно инерционна, и не может измениться по приказу. Если в организации проводятся серьезные изменения, затрагивающие неформальную культуру, возникает сопротивление, направленное и против изменения неформальной культуры, и против проводимых изменений.
«Чтобы создать институт (социальный – прим. авт.), вы должны разными способами наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [20].