О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Проблемы экономики и менеджмента №6 2016 г. «Парадигма современного менеджмента и её базис»

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегическое управление №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Волжский научный вестник №8 2013 г. «Современная организация: целеполагание и целеосуществление

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №10 2011 г. «Разработка стратегии предприятия: современный подход»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 г. «Основные условия эффективности предприятия

Российское предпринимательство №6 вып.2 2010 г. «Инновационный подход к сбалансированной системе показателей»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.04.2012

Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (иерархия целей) - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ - главная цель экономической системы, программы, плана. (Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 1999).

Генеральная цель (главная цель) – цель, которую поставила перед собой организация. Причем это не просто цель, а динамика цели во времени, текущая, цели ближней перспективы, цели дальней перспективы. Это требование определяется тем, что крайне неэффективно ставить работу по достижении одной цели. А затем ставить новую цель. Для эффективной работы необходимо видеть комплекс цели во времени, стремиться к достижению ближней цели и, одновременно, готовиться к достижению последующих целей. А, поскольку главная цель – это комплекс целей распределенных во времени, то и само дерево цели комплексом деревьев, рядом деревьев распределенных во времени.

Постановка главной цели – это не просто заявление типа: мы хотим достигнуть такого-то результата в такой-то срок. Цель – это, в первую очередь, достижимая, т.е. обоснованная цель. А это говорит о том, что необходимо мысленно пройти весь путь достижения поставленной цели и убедиться в ее реализуемости, при необходимости скорректировать цель, только тогда цель из предположения или просто мечты превратится в цель, которую можно поставить перед организацией и вести организацию к поставленной цели. Необходимо сформировать миссию и видение продукта организации, видение организации, способной обеспечить достижение поставленной цели, видение того, как организация осуществит достижение поставленной цели. Фактически цель окончательно формируется только после того, как будет сформулирована и мысленно апробирована стратегия достижения поставленной цели.

Однако «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» (Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.). Необходим переход от главной цели организации к некоторым частным целям, целям, пути достижения которых можно будет определить, провести, как говорят, декомпозицию цели, получить иерархию (дерево) целей.

Любая декомпозиция осуществляет деление цели, причем, это далеко не всегда просто деление цели на составные части, а, в целом ряде случаев, - это формирование комплекса совершенно новых целей, ни одна из которых не является непосредственной компонентой главной цели. Например, целью является получение заданной прибыли. Но сама по себе прибыль, ни на какие компоненты не разделятся, она просто выражается в денежном эквиваленте, и все.

Формирование этого нового комплекса, иерархии  целей, адекватных поставленной главной цели, является самым сложным и неформализуемым вопросом менеджмента. От того, как будет решен этот вопрос, зависит и вся деятельность предприятия, и достижение поставленной главной цели.

Исходя из изложенного дерево целей организации содержит две основные ветви – ветви целей по созданию продукта организации, вывод которого на рынок обеспечит достижение поставленной главной цели (иерархия продуктовых целей), и ветви создания (модернизации) организации, способной выпустить данный продукт на рынок и обеспечить его продвижение (иерархии организационных целей). При этом надо понимать, что продукт должен удовлетворять не только функциональным потребностям (например, одежда – защита от окружающей среды), но всем потребностям и ожиданиям потребителя. И что в понятие «продукт» входит не только продукт сам по себе, но и весь предпродажный, продажный, и послепродажный сервис.

Если главная цель – это цель организации в целом, то производные цели – это цели структурных подразделений организации. И формирование иерархии структурных подразделений по целям является стратегическим подходом к созданию структуры организации, и «стратегия определяет структуру». Проводя декомпозицию цели мы, одновременно, определяем и иерархию организации, ее организационную структуру. Дерево целей определяет и древовидную структуру организации. При этом надо быть готовым и к тому, что нам придется изменять структуру организации, ведь у нас не одно дерево целей, а целый ряд деревьев, распределенных и ограниченных во времени, - необходимо быть готовым к неизбежным структурным изменениям.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. "

Стр. <<   1 2

25.02.2016 15:12  Ираклий

Какой вопрос задает себе руководитель при декомпозиции цели сверху вниз?

25.02.2016 19:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Руководитель задает себе вопрос о том, постановкой и реализацией какой системы взаимозависимых и взаимоувязанных частных целей можно наиболее эффективно достичь поставленную перед ним цель. В данных конкретных условиях и при имеющихся ресурсах.
На самом верхнем уровне иерархии, это, например, вопрос о том, как наиболее эффективно получить заданную прибыль (новая продукция, новые технологии, новая организация, и т.д.).
На средних, например, – что нужно для наиболее эффективной реализации продукции предприятия (выяснение требований потребителя, реклама, планировка и оборудование торгового зала, культура обслуживания, и т.д.), в рамках заданных ресурсов.
На нижних – как наиболее эффективно изготовить требуемое изделие (оптимизация рабочего места, времени, рационализация, и т.д.).
На верхних и средних уровнях – это стратегический вопрос постановки системы взаимозависимых и взаимоувязанных целей, нахождение оптимума при заданных ресурсах. На самых нижних – это в основном тактический вопрос: особой взаимоувязки частных целей здесь обычно не требуется.

20.03.2016 13:54  Валентина Т.

Цели развития по иерархической подчиненности

20.03.2016 20:01  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно предложть следующую очередность, в некоторой степени отражающую иерархическую подчиненность целей развития:
  • Формулирование цели и миссии предприятия, политик и принципов его деятельности.
  • Разработка согласованных положений о стратегии предприятия.
  • Развитие компетенций и навыков (начиная с руководителя предприятия).
  • Формирование системы планирования-управленческого учета-оценки-мотивации деятельности. Обеспечение единства целей.
  • Развитие коллектива, формирование корпоративной культуры.


18.04.2016 12:08  Денис

Декомпозиция стратегической цели используя систему сбалансированных показателей

18.04.2016 13:45  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Мы категорически не рекомендуем использовать для декомпозиции цели систему сбалансированных показателей (BSC), которая давно уже показала свою несостоятельность для подобных целей (смотри, например, статью «Сбалансированная система показателей. Недостатки или неправильное использование?»).
Декомпозиция цели предприятия наиболее эффективно проводится на базе комплексного видения (предвидения) компании, способной обеспечивать достижение поставленной цели в ближней и дальней перспективах, видения динамики развития компании во всех необходимых аспектах, не ограничивая себя какими либо «проекциями», не зажимая себя их рамками.
Главные частные стратегические цели (результаты декомпозиции) – это цели создания и производства продукции, удовлетворяющей текущие и развивающиеся потребности потребителя, цели создания компании (и материально-технической базы, и способной создавать и производить эту продукцию, и, главное, более эффективно, чем конкуренты.

24.03.2017 16:00  Анита

Как провести декомпозицию генеральной цели предприятия?

24.03.2017 21:55  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

К сожалению, "генеральная цель ("вершина дерева")" так и не была определена, да и никогда и не будет определена. Генеральная цель любого предприятия - это его выживание, развитие и превосходство. Но это цель, декомпозиция которой принципиально невозможно. Более "приземленная" цель любого предприятия - это получение максимального социально-экономического результата при имеющихся у предприятия ресурсах. Только и эта цель не подлежит декомпозиции.

Сейчас мы можем утверждать, что выход заключается в том, что бы получить видение такого предприятия, которое и сможет обеспечивать максимально достижимую цель предприятия, а из него уже и строить цели предприятия. Практически же это может быть осуществлено получением из видения предприятия "как есть" системы ключевых положений, определяющих организацию и результаты деятельности предприятия. И такая парадигма есть - это парадигма предприятия СТОО. И, найдя и парадигму "как есть", и парадигму "как должно быть" можно, их сравнением, и получить все цели предприятия, которые необходимо реализовать для создания такого предприятия, которое и обеспечит достижение его максимально-возможных целей.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.


Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

22.06.2017 12:13   Игорь   Статья: Стратегия развития предприятия

Спасибо, тогда вопрос.
Насколько поможет ваша методика ВПМ в практической деятельности наших предприятий?


22.06.2017 13:49   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Стратегия развития предприятия

Предварительно приведу замечания известного стратега Генри Минцберга (Школы стратегий).
Цитата:
«Необходимо избавиться от устаревшего убеждения в том, что знания можно приобрести, обучаясь или штудируя руководства, книги или лекции»

Кроме того,

Цитата:
«процессы, связанные с разработкой стратегии, — визуальное восприятие, параллельная обработка данных, синтез, так называемая интуиция — спрятаны глубоко в нашем подсознании. Другими словами, подавляющая часть нашего знания может быть «подразумеваемой», когда мы знаем гораздо больше, чем в состоянии высказать».
Это относится и к автору любой книги, статьи, он знает гораздо больше, чем в состоянии написать. Тем более, ни в одной самой большой книге невозможно учесть все практические ситуации каждого конкретного предприятия.
И мы можем отметить, что наша методика и наши статьи позволяют собственникам и руководителям понять сущность эффективных процессов целеполагания и управления развитием предприятия. Что касается возможности самостоятельного применения нашей методики в полном объеме, то знания, навыки и возможность практического применения любой методики появятся в основном после первого совместного с консультантами проведения работ по развитию вашего предприятия. Только тогда, после «погружения» в эту методику, после совместного преодоления неизбежных «подводных камней», вы будете чувствовать эту методику «изнутри», сможете самостоятельно преодолевать новые «подводные камни».
Что касается степени повышения эффективности методики ВПМ, то она обеспечивает максимально достижимое ее повышение, для российских предприятий в среднем до 2-3-х раз и более.




Наши новые статьи

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее

05.06.2017 Повышение эффективности – качества управления предприятием
Повышение эффективности управления определяется, в первую очередь, качеством управления, качеством системы управления предприятия. Качество управления – это, во-первых, качество принимаемых решений, а результат ... далее

24.05.2017 Управление изменениями в организации
Управление изменениями – это не самоцель – это и повышение результатов деятельности, необходимое в условиях конкуренции, и преодоление проблем и кризисов, необходимое для выживания организации. Это развитие организации. ... далее

12.05.2017 Полная модель управления организацией Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2017
Модели управления организацией развиваются более ста лет, фактически, со времен Анри Файоля, и до настоящего времени. Однако только в середине прошлого века Куртом Левиным (1947) было показано, что управление ... далее



  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru