Парадигма менеджмента и парадигма предприятия. Иерархия и структура
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017
2. Структура и иерархия парадигм
2.1. Структура парадигм
Структура парадигм менеджмента, собственника и предприятия включает социально-трудовые отношения, формальную и неформальную организацию [1].
Социально-трудовые отношения определяют отношения между всеми заинтересованными сторонами: собственником (акционерами), руководством, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами, и т.д. И именно правильно выстроенные отношения и определяют необходимый базис предприятия.
Формальная организация предприятия определяет заданную деятельность предприятия (положения об оплате труда и мотивации, структура, должностные инструкции, регламенты бизнес-процессов, приказы, и т.д.). Она включает только те положениям деятельности, которые необходимо выполнять именно так, как задано. Можно сказать, что формальная организация – это тоже ключевые положения, только локальные, по конкретным вопросам и процессам. Принятая формальная организация должна быть актуальной – реальная деятельность должна соответствовать ее формальным положениям. При обнаружении отклонений – должна корректироваться или реальная деятельность, или ее формальные положения.
Неформальная организация заполняет те положения деятельности, которые невозможно формализовать. Она базируется на самоконтроле, самоорганизации и самоуправления коллектива. Отметим, что неформальная организация определяется не тем, что будет записано в формальных положениях о культуре, а принятыми социально-экономическими отношениями и формальной организации, тем, насколько они реально исполняются, в первую очереди высшим руководством. Формальные положения о культуре лишь показывают ту культуру, которая необходима (желательна) для предприятия. И здесь зачастую руководители включают такие формальные положения культуры, которые нереальны при принятых социально-трудовых отношениях и формальной организации. Формальные положения культуры позволяют только выявлять отклонения реальной культуры от необходимой. А вот управлять реальной культурой можно только управляя социально-трудовыми отношениями и формальной организацией. Можно также сказать, что неформальная организация – это тоже ключевые положения, только по отдельным вопросам культуры предприятия.
2.2. Иерархия парадигм
Парадигма менеджмента должна отражать не отдельные ключевые положения менеджмента (как сейчас зачастую делается), а должна представлять собой необходимую и достаточную систему ключевых положений менеджмента, которые обобщенно, но достаточно полно, определяют наиболее эффективную организацию любого предприятия в длительной перспективе, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, размера, и т.д., и его окружения. Только одной парадигмой обойтись не удается – всегда имеется несколько парадигм.
Парадигма собственника – это та из парадигм менеджмента, которую принимает собственник для своего предприятия. При этом он может дополнить ее своими положениями, изменять отдельные положения. Эти положения должны быть достаточно постоянны, ведь каждое изменение будет означать построение уже другого предприятия.
Парадигма предприятия включает уже детальные и конкретные ключевые положения, которые должны определять конкретное предприятие в его окружении. Их неизменность должна обеспечивать стабильность и эффективность предприятия в течение достаточно продолжительного времени. Очень важно не просто фиксировать положения парадигмы, а применять их на практике всему руководству предприятия, иначе они, если и будут играть какую-то роль, то только отрицательную.