Стратегия в менеджменте Введение
Наиболее полно вопросы стратегии были разработаны в военном деле (стратегия - др.греч. stratêgia – искусство ведения войны, от stratós — войско и ágo — веду) и лишь относительно недавно вошли в менеджмент. Стратегия, как впервые сформулировал Карл фон Клаузевиц почти 200 лет назад, «есть использование отдельных кампаний для целей войны», а сама война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» [1]. Аналогичную трактовку в 1941 году дает и сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт : «Стратегия — это искусство распределения и применения военных средств для осуществления целей политики» [2].
Стратегия в менеджменте насчитывает всего около 50 лет, поэтому вопросы создания стратегии предприятие освещены в литературе не достаточно полно и ясно, попытке систематизации данного вопроса и посвящена настоящая статья.
______________________
*Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz) 1780 -1831, — директор Всеобщей военной академии, знаменитый прусский полководец, философ и теоретик, произведший своими сочинениями полный переворот в теории войны.
**Сэр Бэзил Генри Лиддел Гар (Liddel Hart Sir Basil Henry) 1895- 1970, — английский военный историк и теоретик, оказавший большое влияние на развитие механизированной войны в XX веке, а также на теорию стратегии в целом.
[1] Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34.
[2] Бэзил Генри Лиддел Гарт Стратегия непрямых действий. - М: ЭКСМО, — 2008.- 464с.