О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
25.03.2015

Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Постановка цели

Введение
 
Российские предприятия существенно уступают западным в эффективности, причем в основном причина отставания — неэффективная организация труда, а «дефицит навыков управления — второй по значимости фактор, обуславливающий отставание России от США по уровню производительности» [1]. Отечественные предприятия не имеют стратегий, позволяющих достигать целей, которые ставят перед собой предприятия из развитых стран, да и не все западные компании имеют такие стратегии: «Вас могут ждать два неприятных открытия. Первое — что у вашей компании на самом деле отсутствует сильная стратегия. И второе — что вы почти ничего не делаете, чтобы это изменить» [2]. «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»)» [3]. Рассмотрим более подробно вопрос постановки.
 
1. Постановка цели предприятия
 
Для создания эффективной стратегии необходимо прежде всего сформулировать цель предприятия.
Обратимся к истории. Военная стратегия известна с VI–IV в. до нашей эры. Основные ее положения были сформулированы К. фон Клаузевицем еще в 1834 г. Как он отмечал, в военном деле первоначальным мотивом войны является политическая цель, устанавливаемая государством, и «она (стратегия) составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению» [4, с. 108]. Зная же поставленную цель, определить стратегию достаточно просто: «Раз из состояния и отношений государства определилось, чего должна и чего может [курсив наш. — Авт.] достигнуть война, то найти к этому путь нетрудно; но неуклонно следовать по этому пути, проводить план до конца, не позволять себе тысячу раз сбиваться с него под влиянием различных побуждений — для этого помимо большой силы характера требуется еще и большая ясность и уверенность ума» [4, с. 110]. Намного труднее реализовать стратегию на практике.
 
В менеджменте цель предприятию ставит собственник [5], и эта цель внешняя по отношению к предприятию. А. Чандлер в 1962 г. впервые определил стратегию в менеджменте так: «Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [6]. В данном определении совмещена и стратегия собственника, ставящего цель предприятию, и стратегия самого предприятия по достижению этой внешней цели. Возможно, поэтому многие авторы даже не говорят о цели при определении стратегии бизнеса. Чаще утверждают: стратегия бизнеса (фирмы, предприятия) — «согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы (предприятия) и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия» [7].
 
Однако даже если собственник является руководителем предприятия, это все равно две разные роли. Ведь если глава государства является и главнокомандующим, то вначале как руководитель государства исходя из государственной стратегии он ставит военную цель и только после этого как главнокомандующий разрабатывает военную стратегию ее достижения. Можно заключить, что военная четкость при определении цели предприятия необходима и менеджменту.
 
Государство в войне, как и собственник в менеджменте, побуждаемо к действиям желанием развития, превосходства, власти. Эта цель фиктивна, поскольку «не имеет реального существования», но эта «фиктивная цель превосходства» дает человеку «план души», «жизненный план как попытку ее добиться» (стратегию), который в реальной деятельности человека «всегда принимает конкретную форму» [8]. И государство, и собственник формируют этот конкретный план, задавая цели, обеспечивающие победу армии (государство) и предприятию (собственник).
 
Перефразируя цитату Клаузевица применительно к менеджменту, мы можем сказать: в менеджменте необходимо из состояния предприятия и отношений на рынке определить, чего оно должно и чего может достигнуть. Задавая цель предприятию, нельзя просто назвать какую-либо цифру или набор показателей, ведь, как указано выше, цель определяется состоянием предприятия, рыночной обстановкой, а также принятой собственником политикой — принципами, нормами, правилами, ограничивающими уровень цели этическими, экологическими, кадровыми, финансовыми факторами, рисками и т.д.
 
Таким образом, собственник должен сформировать свою политику по отношению к предприятию и внешней среде и поставить цели предприятию исходя из ограничений, накладываемых ею, с одной стороны, а также оценить цели, достигаемые прочими предприятиями своей рыночной ниши, с другой, определить, чего должно и чего может достигнуть предприятие. Если отношение «может — должно» (отношение результата, которого может добиться предприятие, к результату, который оно должно иметь для занятия прочных положений на рынке) будет больше единицы, то, значит, предприятие может успешно функционировать в своем рыночном окружении. Если же оно меньше единицы, то в текущем состоянии предприятие не может успешно конкурировать на рынке, его экономические показатели недостаточны, средств на развитие будет не хватать, необходимы серьезные меры по перестройке предприятия — нужна сильная стратегия, позволяющая достигнуть целей более высоких, чем те, которые привели предприятие к текущему состоянию.
 
Таким образом, стратегия собственника — это определение политики предприятия (или предприятий, их у собственника может быть несколько) и двух вариантов цели: той, которой предприятие должно достичь, и той, которой оно может достичь. Формулирование стратегии, когда поставлена конкретная цель, не представляет трудности, проблемой может стать именно ее практическое применение
и неизбежно вызываемое этим изменение ситуации на предприятии.

                            <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Необходимость сильной стратегии
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация"

25.04.2016 10:50  Анна К.

Что такое видение в стратегическом менеджменте?

25.04.2016 12:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Видение - это один из основных элементов стратегического менеджмента. Стратегия нужна тогда, когда внешняя среда динамична и непредсказуема. Видение (предвидение) строится как раз на предсказании того, как будет развиваться ситуация, какой должна быть компания и ее продукция с учетом предсказания развития ситуации. Исходя из такого видения и ставятся стратегические цели, разрабатываются программы их достижения.
Да, это видение строится на предсказании непредсказуемой среды, на предсказании по отдельным порой незначительным и несвязанным факторам, иногда даже явно неосознаваемым. Процесс формирования видения невозможно формализовать, зачастую он проходит на подсознательном уровне. Можно сказать, что видение и предсказание – это дар, но дар, базирующийся на практическом опыте.

10.03.2017 10:51  Евгения

Исходя из чего выбирается стратегия предприятия?

10.03.2017 13:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия предприятия не выбирается, она определяется исходя из поставленных целей предприятия, внешней и внутренней ситуации. Стратегия - это и есть наиболее эффективный путь достижения поставленной цели.

14.12.2019 12:01  Валерий Юрьевич

Так что такое "сильная стратегия", кратко

14.12.2019 16:16  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если очень кратко, то сильная стратегия - это стратегия, которая позволяет ставить и реализовывать максимально достижимые цели, и более существенные, чем у конкурентов.

24.12.2020 18:03  Валерий

Как происходит революционное развитие организации через стратегическое управление?

24.12.2020 20:57  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Сильная стратегия, описанная в данной статье, - это и есть революционное развитие организации через стратегическое управление. Определяются потенциальные возможности организации; изменения, необходимые для того, чтобы организация могло обеспечивать эти потенциальные возможности; стратегия проведения необходимых изменений. Далее ведется реализация стратегии - соответствующее стратегическое управление.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 375                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021