Разработка стратегии предприятия. 2.7. Делегирование полномочий
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №10 2011 г. с.58-66
Публикуется без сокращений
Какие и в каком объеме полномочия делегировать нижестоящим руководителям и работникам? Вопрос известный и актуальный. С точки зрения стратегического менеджмента ответ может быть только один: Каждое структурное подразделение, каждый менеджер и каждый работник должен иметь полномочия, достаточные и необходимые для достижения поставленной перед ним цели.
Это конечно далеко не 100% формула, всегда могут появиться сторонние проблемы, мешающие выполнению поставленной цели. Тогда и требуется выход на вышестоящие уровни.
Сама возможность выхода на вышестоящий уровень это тоже полномочие, которое должен иметь менеджер. Но это полномочие должно регламентироваться и снизу, и сверху.
Еще один возникающий вопрос, кому даются полномочия. Обычно считается, что руководителю, но не как личности, а как должностному лицу. Думаем его надо решать исходя из теории стратегического менеджмента. Цель ставится перед структурным подразделением как структурной единицей предприятия, а не перед его начальником. Таким образом, и полномочия должны придаваться структурному подразделению. Руководитель персонально отвечает за достижение поставленной перед подразделением цели и использует для этого полномочия приданные подразделению. При этом часть этих полномочий он делегирует своим подчиненным.
Выводы
1. При разработке стратегии анализ предприятия и определение частных стратегических целей и программ их достижения необходимо проводить на уровне целостного видения предприятия с использованием матрицы видения предприятия.
2. Стратегическое управление предприятием основано на принятии управленческих решений и делегировании полномочий, при этом:
-
Принятие решения – это процесс по разработке стратегии реагирования на изменения внутренней и внешней среды.
-
Каждое структурное подразделение, каждый менеджер и каждый работник должен иметь полномочия, достаточные и необходимые для достижения поставленной перед ним цели.
3. Эффективность предприятия - это мера достижения предприятием поставленной цели, как в текущий момент, так и ее прогнозы в ближней и дальней перспективе.