Организационная структура и стратегия предприятия. Показатели организационной структуры
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №2 2011 г.
Основной вопрос, который задают многие руководители, это какая из организационных структур лучше. Какая из них имеет больше достоинств и меньше недостатков. Но организационная структура, как таковая, сама по себе не имеет ни достоинств, ни недостатков, но она имеет свои показатели, определяющие область ее применения. Поэтому невозможно просто выбрать лучшую организационную структуру из имеющихся.
Достоинства и недостатки могут рассматриваться только относительно конкретного предприятия с различными структурами управления.
Пять основных показателей организационной структуры:
-
Управляемость - способность быстро и четко реагировать на прямые директивы сверху.
-
Адаптивность - адекватная и своевременная реакция предприятия на изменение внешних условий – способность корректировать тактику и стратегию при изменении внешних и внутренних условий.
-
Специализация - разделение труда по выполняемым функциям - операциям. Чем она выше, тем ниже себестоимость продукции, но снижается качество.
-
Кооперация - выполнение максимального круга работ по выпускаемому продукту в одном структурном подразделении. Это повышает качество и потребительские свойства продукции, но повышает ее себестоимость.
-
Затраты на управление.
При этом невозможно одновременно, например, увеличивать и управляемость, и адаптивность, повышать и специализацию, и кооперацию. Некоторый компромисс между показателями может быть найден в матричных структурах.
Таким образом, наиболее эффективная организационная структура определяется, во многом, динамичностью рынка, на котором работает предприятие, и сегментом потребителей, на которых оно работает.
Так, для бюджетного сектора важна низкая себестоимость, которая может быть обеспечена за счет разделения труда по выполняемым при создании продукта функциям - линейная организационная структура с формированием подразделений по выполняемым функциям. Но такая структура не может дать максимального качества продукции - каждое подразделение отвечает только за свою функцию, но не за качество продукта в целом, такая структура довольно медленно реагирует на колебания рынка - при смене продукта надо перестраивать работу всех независимых друг от друга структурных подразделений.
Высокое же качество требует замыкание всего комплекса работ внутри одного структурного подразделения - формирование структурных подразделений по выпускаемым продуктам, что обеспечивает ответственность структурного подразделения за свой продукт, предельно высокое качество. Но за это приходится платить более высокую цену.
Матричная организационная структура по показателю цена/качество занимает промежуточное значение.
На динамичном рынке лучше работают адаптивные организационные структуры.
Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"