О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
04.09.2012

Жизненный цикл организации. 1. Стадия харизматической организации

1. Стадия харизматической организации

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Легитимность харизматического характера основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство). Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму [4].

Эта стадия определяет зарождение организации и ее «выход в свет». В основном новые организации появляются, когда появляется яркая идея нового продукта/услуги (собственно продукт может быть не принципиально новым, но обязательно чем-то лучше или доступнее существующих), которая собирает круг единомышленников, готовых принять на себя соответствующий риск, и находит необходимые для старта ресурсы. Решающим в создание новой организации является харизма основателя, его воля и твердая вера в идею, что обеспечивает его «господство» (возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам) [4]. Харизматический принцип легитимности является авторитарным по своему смыслу. Харизматическая организация основывается в первую очередь на вере, для лидера – на вере в плодотворность своей идеи, для его сподвижников – на вере в лидера, иначе самая лучшая его идея практически нереализуема.

При зарождении организации еще не существует иерархии, все бразды управления сосредоточены у руководителя организации вокруг которого создается увлеченный его идеей сплоченный коллектив.

«Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности…. Там, где она (харизма – прим. авт.) выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу"» [4]. Идея основателя становится идеалом его сподвижников, ценностью, которую они разделяют, основным элементом организационной культуры, которая объединяет их, координирует и интегрирует их деятельность.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только "в момент образования" существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущим мотивом для этого является идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении организации, а «чистая харизма специфически чужда экономике», если продолжительное время организации изменяет успех, то харизматический авторитет руководителя может исчезнуть. «Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении» [4].

Обычно харизматическое господство явно доминирует на время создания нового продукта и его апробации в обществе, когда нужны эффективная идея и яркая личность, способная, своей идеей, собрать и зажечь единомышленников. Когда же цель меняется, и встает вопрос о расширенном производстве продукта, харизматическое господство становится тормозом и, обычно, уступает место бюрократическому рациональному господству, харизматическая организация уступает место рациональной организации. Первоначальная цель организации достигнута и ставятся новые цели (например, для коммерческих организаций – экономический эффект), достижение которых требует уже другой организации. Первоначальный харизматический авторитет исчезает.

Макс Вебер писал, что харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным (недолговечным), если оно принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: харизматическое господство становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем и другим одновременно, но в различных аспектах [4]. Таким образом, Макс Вебер был первым, кто указал на неизбежную смену стадий жизненного цикла организации.

Однако и любой продукт деятельности организации имеет свой жизненный цикл, в наше динамичное время он может составлять даже менее года, поэтому вопрос развития продукта остается, особенно это касается, например, высокотехнологичных отраслей, искусства. Харизматическое управление, должно сохраняться, и деятельность организации разделяется на два направления: эффективное стабильное производство продукта, невозможное без рационального управления, и эффективное развитие продукта – периодическая переориентация производства на новый продукт, невозможное без новых идей и харизмы. При этом направление расширенного воспроизводства с рациональным управлением, экономически поддерживает направление развития продукта с харизматическим управлением. Соотношение этих двух направлений зависит от динамичности внешней среды организации, чем она выше, тем выше роль направления развития, но имеется зависимость и от ряда других факторов.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Жизненный цикл организации"Стр. <<   1 2 3

05.05.2017 23:58  Анна

Для чего необходимо знать жизненный цикл организации?

06.05.2017 10:09  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вначале необходимо отметить, что имеется более 15 различных моделей жизненного цикла организации, и знать их руководителям просто невозможно. Большинство руководителей знают модель жизненного цикла Ицхака Адизеса, которая имеет колоколообразную форму: несколько стадий на подъеме, вершину, несколько стадий на спаде. Такая форма характерна и для большинства других моделей, только сами стадии, и их число, различны.
Реально же жизненный цикл любой организации имеет достаточно много подъемов, вершин, спадов. Можно выделить следующие моменты жизненного цикла:
  • Развитие – значительный скоротечный подъем, вызванный революционными изменениями в организации.
  • Постепенное эволюционное развитие – небольшой, но продолжительный подъем, вызываемый постоянным совершенствованием отдельных направлений деятельности.
  • Постепенный спад – небольшое и продолжительное падение эффективности деятельности организации. Он может обуславливаться или отсутствием эволюционного развития в организации (а без этого любая система деградирует) или накоплением противоречий при длительном эволюционном развитии, тогда подъем может быть вызван уже только революционным развитием – комплексным системным пересмотром организации деятельности.
  • Резкий спад – кризис, который может быть следствием длительного постепенного спада (когда противоречия превысят критическую массу) или следствием критического изменения внешней среды, которое может произойти в любой момент времени, даже при подъеме. В этом случае необходимо принятие срочных мер по соответствующей реорганизации – проведению революционных изменений.
Эти отмеченные особенности жизненного цикла организации необходимо знать всем руководителям, владеть их практическим использованием.

24.05.2017 22:07  Марина

Как управлять жизненным циклом?

24.05.2017 22:46  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Жизненным циклом управлять не надо. Необходимо управлять развитием предприятия - определять когда и какие изменения необходимо провести (и как провести) в предприятии, какие результаты принесут эти изменения предприятию. Тогда жизненный цикл предприятия и будет идти по оптимальному пути.

17.12.2017 4:31  Анна

На каком жизненном цикле находится ПАО "Красный Октябрь"?

17.12.2017 11:58  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

ПАО «Красный Октябрь» – старейшая (1851) и одна из крупнейших кондитерских компаний России. Соответственно она может находиться на стадиях жизненного цикло не ниже «Стабильность» («Поздний расцвет»). Однако конкретную стадию можно узнать, только проанализировав деятельность компании.
Можно отметить, что сам возраст компании ничего не говорит о стадии жизненного цикла, на котором она находится, так компания Kongo Gumi (Строительство, Япония) основана в 578 году.

04.06.2020 20:03  Светлана

Может ли жизненный цикл организации повлиять на изменение её организационной культуры?

04.06.2020 21:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Дело в том, что, по большому счету, каждая стадия жизненного цикла организации - это определенное состояние ее культуры: действующих норм и принципов деятельности - института - правил игры (на каждой стадии они различны). Так что изменения стадий жизненного цикла организации является следствием изменения ее культуры.

03.03.2021 17:37  Андрей

Что дает знание жизненного цикла с точки зрения повышения эффективности предприятия?

03.03.2021 19:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Для повышения эффективности предприятия необходимо знать его текущее состояние и положение, как состояние и положение изменялись с течением времени и как это отражалось на эффективности предприятия, необходимо сформировать видение эффективного предприятия в новых предвидимых условиях. Без знания предыстории построить эффективное предприятие практически невозможно.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Жизненный цикл организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (48)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021