ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Жизненный цикл организации. 1. Стадия харизматической организации

1. Стадия харизматической организации

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Легитимность харизматического характера основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство). Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму [4].

Эта стадия определяет зарождение организации и ее «выход в свет». В основном новые организации появляются, когда появляется яркая идея нового продукта/услуги (собственно продукт может быть не принципиально новым, но обязательно чем-то лучше или доступнее существующих), которая собирает круг единомышленников, готовых принять на себя соответствующий риск, и находит необходимые для старта ресурсы. Решающим в создание новой организации является харизма основателя, его воля и твердая вера в идею, что обеспечивает его «господство» (возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам) [4]. Харизматический принцип легитимности является авторитарным по своему смыслу. Харизматическая организация основывается в первую очередь на вере, для лидера – на вере в плодотворность своей идеи, для его сподвижников – на вере в лидера, иначе самая лучшая его идея практически нереализуема.

При зарождении организации еще не существует иерархии, все бразды управления сосредоточены у руководителя организации вокруг которого создается увлеченный его идеей сплоченный коллектив.

«Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности…. Там, где она (харизма – прим. авт.) выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу"» [4]. Идея основателя становится идеалом его сподвижников, ценностью, которую они разделяют, основным элементом организационной культуры, которая объединяет их, координирует и интегрирует их деятельность.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только "в момент образования" существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущим мотивом для этого является идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении организации, а «чистая харизма специфически чужда экономике», если продолжительное время организации изменяет успех, то харизматический авторитет руководителя может исчезнуть. «Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении» [4].

Обычно харизматическое господство явно доминирует на время создания нового продукта и его апробации в обществе, когда нужны эффективная идея и яркая личность, способная, своей идеей, собрать и зажечь единомышленников. Когда же цель меняется, и встает вопрос о расширенном производстве продукта, харизматическое господство становится тормозом и, обычно, уступает место бюрократическому рациональному господству, харизматическая организация уступает место рациональной организации. Первоначальная цель организации достигнута и ставятся новые цели (например, для коммерческих организаций – экономический эффект), достижение которых требует уже другой организации. Первоначальный харизматический авторитет исчезает.

Макс Вебер писал, что харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным (недолговечным), если оно принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: харизматическое господство становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем и другим одновременно, но в различных аспектах [4]. Таким образом, Макс Вебер был первым, кто указал на неизбежную смену стадий жизненного цикла организации.

Однако и любой продукт деятельности организации имеет свой жизненный цикл, в наше динамичное время он может составлять даже менее года, поэтому вопрос развития продукта остается, особенно это касается, например, высокотехнологичных отраслей, искусства. Харизматическое управление, должно сохраняться, и деятельность организации разделяется на два направления: эффективное стабильное производство продукта, невозможное без рационального управления, и эффективное развитие продукта – периодическая переориентация производства на новый продукт, невозможное без новых идей и харизмы. При этом направление расширенного воспроизводства с рациональным управлением, экономически поддерживает направление развития продукта с харизматическим управлением. Соотношение этих двух направлений зависит от динамичности внешней среды организации, чем она выше, тем выше роль направления развития, но имеется зависимость и от ряда других факторов.

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025