О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Жизненный цикл организации. 1. Стадия харизматической организации

04.09.2012
1. Стадия харизматической организации

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Легитимность харизматического характера основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство). Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму [4].

Эта стадия определяет зарождение организации и ее «выход в свет». В основном новые организации появляются, когда появляется яркая идея нового продукта/услуги (собственно продукт может быть не принципиально новым, но обязательно чем-то лучше или доступнее существующих), которая собирает круг единомышленников, готовых принять на себя соответствующий риск, и находит необходимые для старта ресурсы. Решающим в создание новой организации является харизма основателя, его воля и твердая вера в идею, что обеспечивает его «господство» (возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам) [4]. Харизматический принцип легитимности является авторитарным по своему смыслу. Харизматическая организация основывается в первую очередь на вере, для лидера – на вере в плодотворность своей идеи, для его сподвижников – на вере в лидера, иначе самая лучшая его идея практически нереализуема.

При зарождении организации еще не существует иерархии, все бразды управления сосредоточены у руководителя организации вокруг которого создается увлеченный его идеей сплоченный коллектив.

«Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности…. Там, где она (харизма – прим. авт.) выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу"» [4]. Идея основателя становится идеалом его сподвижников, ценностью, которую они разделяют, основным элементом организационной культуры, которая объединяет их, координирует и интегрирует их деятельность.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только "в момент образования" существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущим мотивом для этого является идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении организации, а «чистая харизма специфически чужда экономике», если продолжительное время организации изменяет успех, то харизматический авторитет руководителя может исчезнуть. «Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении» [4].

Обычно харизматическое господство явно доминирует на время создания нового продукта и его апробации в обществе, когда нужны эффективная идея и яркая личность, способная, своей идеей, собрать и зажечь единомышленников. Когда же цель меняется, и встает вопрос о расширенном производстве продукта, харизматическое господство становится тормозом и, обычно, уступает место бюрократическому рациональному господству, харизматическая организация уступает место рациональной организации. Первоначальная цель организации достигнута и ставятся новые цели (например, для коммерческих организаций – экономический эффект), достижение которых требует уже другой организации. Первоначальный харизматический авторитет исчезает.

Макс Вебер писал, что харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным (недолговечным), если оно принимает характер стабильного отношения, тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: харизматическое господство становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем и другим одновременно, но в различных аспектах [4]. Таким образом, Макс Вебер был первым, кто указал на неизбежную смену стадий жизненного цикла организации.

Однако и любой продукт деятельности организации имеет свой жизненный цикл, в наше динамичное время он может составлять даже менее года, поэтому вопрос развития продукта остается, особенно это касается, например, высокотехнологичных отраслей, искусства. Харизматическое управление, должно сохраняться, и деятельность организации разделяется на два направления: эффективное стабильное производство продукта, невозможное без рационального управления, и эффективное развитие продукта – периодическая переориентация производства на новый продукт, невозможное без новых идей и харизмы. При этом направление расширенного воспроизводства с рациональным управлением, экономически поддерживает направление развития продукта с харизматическим управлением. Соотношение этих двух направлений зависит от динамичности внешней среды организации, чем она выше, тем выше роль направления развития, но имеется зависимость и от ряда других факторов.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Жизненный цикл организации"Стр. <<   1 2 3 4

14.12.2021 15:50  Наталия

Проблемы жизненного цикла организации?

14.12.2021 18:38  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные проблемы жизненного цикла организации находятся не внутри циклов, а при смене стадий жизненных циклов - при революционном развитии организации на восходящих стадиях.
Развитие внутри цикла - это в большей степени эволюционное развитие с ограниченными изменениями. Хотя в кризисных ситуациях, или при открытии существенных новых возможностей, возможна необходимость и революционных изменений.
На нисходящих стадиях жизненного цикла основная проблема заключается в том, чтобы не скатываться на последующие ниспадающие стадии. Здесь конкретные проблемы заключаются в накоплении противоречий, которые необходимо своевременно разрешать.

Стр. <<   1 2 3 4


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Жизненный цикл организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022