О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(7)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(94)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(260)Гайд по организации и управлению предприятием

Организация в поисках смысла. Противоречия. Производство

1.4. Противоречие между нормами и законами, и природой человека

К сожалению, ни один закон не заставит экономического человека поставить правила нравственности и справедливости общества выше своих личных целей: «в великом движении человеческого общества каждая отдельная часть целого двигается по свойственным ей законам, отличным от движения, сообщаемого ей законодателем» [2]. Человек действует не так, как ему предписывается какими бы то ни было правилами, а так, как он сам считает нужным действовать исходя из своих собственных интересов и личных внутренних норм. 
 
1.5. Общественное производство

Основой общественного развития Адам Смит видел «естественный порядок», направляемый «невидимой рукой» рынка: «Преследуя свои собственные интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать, это» [1]. Эту фразу Адам Смит относил к капиталисту, однако она справедлива и для всех участников общественного производства (только «невидимая рука» несколько отличается, но об этом далее). Капиталист, выпуская продукцию, стремится получать прибыль, работник, создавая эту продукцию, – заработную плату, общество при этом получает необходимые ему продукты и развивается. «Естественное стремление каждого человека улучшить свое положение, если ему обеспечена возможность свободно и беспрепятственно проявлять себя, представляет собой столь могущественное начало, что одно оно не только способно без всякого содействия со стороны довести общество до богатства и процветания» [1].

При этом, как отмечал Адам Смит, работники, в зависимости от получаемого личного результата, имеют и разную эффективность: «Бедный самостоятельный работник будет по общему правилу более трудолюбив, чем даже наемный рабочий, получающий поштучную плату. Первый получает весь продукт своего труда, второй делит его со своим хозяином. … Еще более значительно, конечно, превосходство самостоятельного работника сравнительно с теми рабочими, которых нанимают помесячно или на годовой срок и которые получают постоянную заработную плату и содержание независимо от количества сделанной ими работы» [1].

Основной рациональный интерес работника капиталистического предприятия – это заработная плата: «Заработная плата за труд - поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением … Надлежащее выполнение всякой услуги предполагает, по-видимому, чтобы оплата за нее или вознаграждение по возможности точно соответствовало характеру самой услуги». Тогда «работник будет очень трудолюбив, поскольку он получает выгоду от своего старания» [1].

Все это изложение соответствует социально адаптированному (и не исключающему девиантное поведение) экономическому рациональному человеку (как капиталисту, так и работнику) ставящему свои личные цели и добивающихся их достижения, но усвоившему нормы общества для того, чтобы не иметь серьезных последствий при их нарушении, и не более. При этом капиталисту не важно, какую именно продукцию он выпускает, лишь бы получать требуемую прибыль. Работнику не важна ни продукция предприятия, ни те компоненты, которые он сам производит, лишь бы была бы требуемая заработная плата. Но такой социально адаптированный рациональный человек, как и было отмечено выше, не может принять все задаваемые ему внешние нормы как свои внутренние, и он не может соответствовать идеалу социального человека. Этот вопрос остался за рамками работ Адама Смита, он не показал, как обеспечить «священное уважение к жизни и собственности, на котором только и зиждется справедливость и человеколюбие» [2], святость которого не может быть уложена в какие бы то ни было формальные рамки и не может в обязательном порядке «привита» человеку никакими формальными законами и наказаниями за их нарушение: «Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания» [3]. 

Основополагающие принципы организации Адама Смита << ОГЛАВЛЕНИЕ >> Цель и ведущий принцип человека

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация в поисках смысла"

21.05.2021 11:29  Валентина

Как организация (группа индивидов) может иметь смысл?

21.05.2021 13:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Смысл может иметь далеко не любая группа индивидов. Только малая группа, в которой сформировались общие цели и интересы. Для создания такой группы даже необходим подбор ее членов [Пригожин А.И. Методы развития организаций]. И такая группа является элементарной социальной организацией — субъектом деятельности с объединенным коллективным разумом [Commons J.R. Institutional Economics; Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации]. Большие организации имеют общий смысл при сложившейся иерархии малых руководящих и рабочих групп, формируемых сверху вниз. Когда каждая нижестоящая группа разделяет и принимает смысл вышестоящей (подбор и социализация).



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация в поисках смысла", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022