Организация в поисках смысла. Противоречия. Производство
1.4. Противоречие между нормами и законами, и природой человека
К сожалению, ни один закон не заставит экономического человека поставить правила нравственности и справедливости общества выше своих личных целей: «в великом движении человеческого общества каждая отдельная часть целого двигается по свойственным ей законам, отличным от движения, сообщаемого ей законодателем» [2]. Человек действует не так, как ему предписывается какими бы то ни было правилами, а так, как он сам считает нужным действовать исходя из своих собственных интересов и личных внутренних норм.
1.5. Общественное производство
Основой общественного развития Адам Смит видел «естественный порядок», направляемый «невидимой рукой» рынка: «Преследуя свои собственные интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать, это» [1]. Эту фразу Адам Смит относил к капиталисту, однако она справедлива и для всех участников общественного производства (только «невидимая рука» несколько отличается, но об этом далее). Капиталист, выпуская продукцию, стремится получать прибыль, работник, создавая эту продукцию, – заработную плату, общество при этом получает необходимые ему продукты и развивается. «Естественное стремление каждого человека улучшить свое положение, если ему обеспечена возможность свободно и беспрепятственно проявлять себя, представляет собой столь могущественное начало, что одно оно не только способно без всякого содействия со стороны довести общество до богатства и процветания» [1].
При этом, как отмечал Адам Смит, работники, в зависимости от получаемого личного результата, имеют и разную эффективность: «Бедный самостоятельный работник будет по общему правилу более трудолюбив, чем даже наемный рабочий, получающий поштучную плату. Первый получает весь продукт своего труда, второй делит его со своим хозяином. … Еще более значительно, конечно, превосходство самостоятельного работника сравнительно с теми рабочими, которых нанимают помесячно или на годовой срок и которые получают постоянную заработную плату и содержание независимо от количества сделанной ими работы» [1].
Основной рациональный интерес работника капиталистического предприятия – это заработная плата: «Заработная плата за труд - поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением … Надлежащее выполнение всякой услуги предполагает, по-видимому, чтобы оплата за нее или вознаграждение по возможности точно соответствовало характеру самой услуги». Тогда «работник будет очень трудолюбив, поскольку он получает выгоду от своего старания» [1].
Все это изложение соответствует социально адаптированному (и не исключающему девиантное поведение) экономическому рациональному человеку (как капиталисту, так и работнику) ставящему свои личные цели и добивающихся их достижения, но усвоившему нормы общества для того, чтобы не иметь серьезных последствий при их нарушении, и не более. При этом капиталисту не важно, какую именно продукцию он выпускает, лишь бы получать требуемую прибыль. Работнику не важна ни продукция предприятия, ни те компоненты, которые он сам производит, лишь бы была бы требуемая заработная плата. Но такой социально адаптированный рациональный человек, как и было отмечено выше, не может принять все задаваемые ему внешние нормы как свои внутренние, и он не может соответствовать идеалу социального человека. Этот вопрос остался за рамками работ Адама Смита, он не показал, как обеспечить «священное уважение к жизни и собственности, на котором только и зиждется справедливость и человеколюбие» [2], святость которого не может быть уложена в какие бы то ни было формальные рамки и не может в обязательном порядке «привита» человеку никакими формальными законами и наказаниями за их нарушение: «Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания» [3].