О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(7)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(94)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(260)Гайд по организации и управлению предприятием

Современная организация: мотивация, культура, власть. 6. Социальная организация

6. Социальная организация

Человек только потому и стал человеком, что осуществляет свою деятельность в группе, и добивается при коллективной деятельности таких достижений, которые невозможны при изолированной деятельности людей.

Первичная (экспрессивная) группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Их предназначение удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию, экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов. [17]. Деятельность группы «является просто экспрессивной и не имеет цели, содержит не представление о последующем завершении, но заключает конец в себе самом» [18]. В данном случае ценность для человека заключается в самом наличии такой группы, человек удовлетворяет в ней свои высшие потребности, заинтересован в долгосрочном существовании и развитии группы – у членов такой группы имеется инстинкт группового самосохранения.

Экспрессия (выразительность, яркое проявление чувств, настроений) – это внешнее проявление личности - внешнее «Я» личности, выражение духовного мира человека. В экспрес­сивном внешнем «Я» отражены устойчивые индивидно-личностные особенности (возраст, пол, статус, качества личности) и ее динамические характеристики (эмоцио­нальные состояния, отношения и т. д.). Экспрессия может рассматриваться, также и как средство отождествления личности с определен­ной группой, общностью, культурой. [19].

Вторичная (инструментальная) группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Они необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а деловым. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков [17]. И если поставленные цели достигнуты, то никакой надобности в данной группе далее просто не существует. Соответственно инстинкт группового самосохранения в данном случае отсутствует.

Коллектив - если между индивидами вторичной группы складываются достаточно устойчивые эмоциональные отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу [17]. Точнее новый тип группы, у которой имеются и цель деятельности, и устойчивые эмоциональные взаимоотношения. Маргарет Филлипс (1965) считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на ее успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы [17]. «В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе» [20].

Соответственно вопрос руководства группой включает два аспекта «ориентированный на задачу», и «ориентированный на межличностные отношения» [20], рациональное и социальное управление, их единство и противоположность. В одних случаях требуется больше рациональности, в других больше социальности. Основная проблема – что делать со слабыми членами, не дающими рационального эффекта группе, но дающими экспрессивный результат? Их исключение из группы, теоретически, повышает производительность, но снижает удовлетворенность трудом в группе, а поскольку в группе все взаимосвязано это может практически отрицательно сказаться и на производительности. И коллектив зачастую сам решает, кому быть, а кому не быть в коллективе. Причем это может касаться даже и лидера, и формального руководителя.

Такая группа, обеспечивающая и рациональные и эмоциональные потребности, для которой ценностью являются и результаты совместной деятельности и эмоции в процессе деятельности, и сам человек - является коллективом.
Галина Михайловна Андреева - основательница советской социальной психологии так описала три слоя коллектива «В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив» [20]. Дополним, что в этом высшем слое обеспечиваются не только единые цели групповой деятельности, но и единые нормы, принципы, идеалы. «К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций» [20].

«Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи» [20]. Вопрос не просто в том, что группа совместно выполняет какие либо работы, вопрос в принятии всеми членами группы единых социально значимых целей групповой деятельности - не сиюминутных достижений каких либо результатов, а единого направления деятельности, развития группы в принятом направлении. Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе [20].

«Чтобы создать институт (социальный – прим. авт.), вы должны разными способами наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [21]. Человеку мало поставить формальную текущую цель и показать вознаграждение за ее достижение. Человек ориентирован на значимые идеи, серьезные коллективные свершения в долгосрочной перспективе. Роль четкой постановки целей, ради которой должна работать [организация], в формировании новой практики не так уже велика. Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным. Организация – это система, состоящая из идей, смыслом которых необходимо управлять [21].

При этом консолидирующее влияние, обеспечиваемое и наличием общей цели, идеи, и экспрессивной составляющей, и наличием долгосрочной перспективы развития и группы, и ее членов, максимально. В этом случае инстинкт группового самосохранения значительно усиливается, ее члены готовы идти даже на самопожертвование ради своей группы. Выживание и развитие такой группы – насущная задача всех членов группы. Она проявляется и в рациональной форме, исходя из трезвого расчета, и в инстинктивной на подсознательном уровне.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Современная организация: мотивация, культура, власть "Стр. <<   1 2 3

17.10.2016 12:57  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Мотивация не просто влияет на эффективность предприятия: без мотива деятельность человека по выполнению его производственных заданий просто невозможна. Если предприятие не даст человеку такой мотив, то его действия будут в основном направлены на его личные мотивы, которые всегда у человека имеются.

Если коротко, то чем более предприятие мотивирует своих сотрудников на деятельность по выполнению даваемых им заданий, тем эффективнее будет их деятельность по выполнению этих заданий.


11.01.2017 20:04  Г.Ф.

Что такое подход построения команд и как он может применяться в малом бизнесе?

12.01.2017 0:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Команда – это неформальная малая группа (размер такой группы не превышает 7-10 человек) объединенная общей целью и осуществляющая совместную деятельность по достижению этой цели.
В менеджменте такие команды создаются соответствующей мотивацией. И это команды как на нижнем уровне иерархии (руководитель и рядовые сотрудники), так и на всех остальных уровнях. Состав последних: вышестоящий руководитель и подчиненные ему руководители.
При таком формировании команд вся компания представляет собой иерархическую команду, объединенную общей целью: целью компании.
И это справедливо для компаний любого размера, только в малом бизнесе создавать такие команды намного проще.


22.06.2017 10:24  Вячеслав

Как вы рассматриваете власть: как средство или как цель?

22.06.2017 11:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Цель человека: выживание, развитие, превосходство, власть (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер) и власть может непосредственно выступать как цель. Если же цель человека - развитие, то власть может выступать средством достижения этой цели.

13.03.2018 11:25  Дина

В чем заключается мотивация персонала на достижение цели


13.03.2018 14:18  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Во-первых, мотивация персонала на достижение цели заключается в самой постановке цели предприятия. Когда цель поставлена, вопрос мотивации на эту цель не представляет никаких проблем.
При этом необходимо понимать, что в результате мотивации достигается именно та цель, на достижение которой и направлена мотивация. Так, например, МВД ставит цель повышения раскрываемости преступлений и мотивирует сотрудников на достижение этой цели. И что происходит на практике - эта цель (формальные отчеты о снижении преступности) и достигается. Но какими средствами - любыми, даже за рамками всех этических и правовых норм.
Это типичный пример неправильной постановки цели. Как отмечал А.Н. Леонтьев, цель - это не только предвидимый результат, но и предвидимые средства его достижения. Так что мотивировать необходимо и предвидимый результат, и предвидимые средства его достижения.

14.05.2020 21:03  Вика

Может ли быть организация без культуры?

14.05.2020 21:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Организация может не иметь культуры в следующих случаях:
  • Штат только что набран из незнакомых людей - еще не завязались отношения и не выработались общие нормы и принципы.
  • Постоянная текучка - новые члены приходящие из организаций с другими культурами мешают сформировать культуру организации.
  • Состав организации несовместим - члены не могут выработать сколь нибудь единую систему норм и правил.
И отметим, что наличие культуры еще не означает, что это будет корпоративная культура направленная на достижение целей организации. Такую культуру необходимо целенаправленно формировать.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Современная организация: мотивация, культура, власть ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022