ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(307)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(176)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(367)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Современная организация: мотивация, культура, власть. 6. Социальная организация

6. Социальная организация

Человек только потому и стал человеком, что осуществляет свою деятельность в группе, и добивается при коллективной деятельности таких достижений, которые невозможны при изолированной деятельности людей.

Первичная (экспрессивная) группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Их предназначение удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию, экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов. [17]. Деятельность группы «является просто экспрессивной и не имеет цели, содержит не представление о последующем завершении, но заключает конец в себе самом» [18]. В данном случае ценность для человека заключается в самом наличии такой группы, человек удовлетворяет в ней свои высшие потребности, заинтересован в долгосрочном существовании и развитии группы – у членов такой группы имеется инстинкт группового самосохранения.

Экспрессия (выразительность, яркое проявление чувств, настроений) – это внешнее проявление личности - внешнее «Я» личности, выражение духовного мира человека. В экспрес­сивном внешнем «Я» отражены устойчивые индивидно-личностные особенности (возраст, пол, статус, качества личности) и ее динамические характеристики (эмоцио­нальные состояния, отношения и т. д.). Экспрессия может рассматриваться, также и как средство отождествления личности с определен­ной группой, общностью, культурой. [19].

Вторичная (инструментальная) группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Они необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а деловым. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков [17]. И если поставленные цели достигнуты, то никакой надобности в данной группе далее просто не существует. Соответственно инстинкт группового самосохранения в данном случае отсутствует.

Коллектив - если между индивидами вторичной группы складываются достаточно устойчивые эмоциональные отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу [17]. Точнее новый тип группы, у которой имеются и цель деятельности, и устойчивые эмоциональные взаимоотношения. Маргарет Филлипс (1965) считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на ее успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы [17]. «В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе» [20].

Соответственно вопрос руководства группой включает два аспекта «ориентированный на задачу», и «ориентированный на межличностные отношения» [20], рациональное и социальное управление, их единство и противоположность. В одних случаях требуется больше рациональности, в других больше социальности. Основная проблема – что делать со слабыми членами, не дающими рационального эффекта группе, но дающими экспрессивный результат? Их исключение из группы, теоретически, повышает производительность, но снижает удовлетворенность трудом в группе, а поскольку в группе все взаимосвязано это может практически отрицательно сказаться и на производительности. И коллектив зачастую сам решает, кому быть, а кому не быть в коллективе. Причем это может касаться даже и лидера, и формального руководителя.

Такая группа, обеспечивающая и рациональные и эмоциональные потребности, для которой ценностью являются и результаты совместной деятельности и эмоции в процессе деятельности, и сам человек - является коллективом.
Галина Михайловна Андреева - основательница советской социальной психологии так описала три слоя коллектива «В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив» [20]. Дополним, что в этом высшем слое обеспечиваются не только единые цели групповой деятельности, но и единые нормы, принципы, идеалы. «К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций» [20].

«Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи» [20]. Вопрос не просто в том, что группа совместно выполняет какие либо работы, вопрос в принятии всеми членами группы единых социально значимых целей групповой деятельности - не сиюминутных достижений каких либо результатов, а единого направления деятельности, развития группы в принятом направлении. Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе [20].

«Чтобы создать институт (социальный – прим. авт.), вы должны разными способами наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [21]. Человеку мало поставить формальную текущую цель и показать вознаграждение за ее достижение. Человек ориентирован на значимые идеи, серьезные коллективные свершения в долгосрочной перспективе. Роль четкой постановки целей, ради которой должна работать [организация], в формировании новой практики не так уже велика. Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным. Организация – это система, состоящая из идей, смыслом которых необходимо управлять [21].

При этом консолидирующее влияние, обеспечиваемое и наличием общей цели, идеи, и экспрессивной составляющей, и наличием долгосрочной перспективы развития и группы, и ее членов, максимально. В этом случае инстинкт группового самосохранения значительно усиливается, ее члены готовы идти даже на самопожертвование ради своей группы. Выживание и развитие такой группы – насущная задача всех членов группы. Она проявляется и в рациональной форме, исходя из трезвого расчета, и в инстинктивной на подсознательном уровне.

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023