Парадигма современного менеджмента. 1. Определения
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
1. Парадигма менеджмента
1.1. Определения парадигмы менеджмента
Томас Кун в своей «Структуре научных революций» [1] так охарактеризовал понятие парадигмы: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
В развитии науки Томас Кун выделяет 4 этапа:
I – Допарадигмальный.
II – Формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию.
III – Нормальной науки, включающий совершенствование самой парадигмы. На этом этапе ученые уже не ставят себе цели создания новых теорий, здесь они обычно нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
IV – экстраординарная наука – кризис старой парадигмы, революция в науке, появление новой парадигмы.
Что касается менеджмента, то можно сказать, что эта наука находится на стадии завершения формирования парадигмы (II) и начала нормальной науки - (III). Хотя учебники, детально раскрывающие парадигму менеджмента, еще не появились, но все ее основные положения уже раскрыты, и новых теорий не предвидится. Однако отсутствует, даже в самом общем приближении, общепринятый набор этих положений, структура парадигмы менеджмента. Имеются только различные наборы различных положений.
При подготовке настоящей статьи мы не собирались создавать новые теории, она направлена на структуризацию и уточнение существующих (или просто позабытых) положений менеджмента, и положений, известных в смежных областях.
Для начала обратимся к политэкономии: «Совокупность ... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» [2]. Исходя из этого можно предположить, что парадигму менеджмента составляют сформулированные производственные отношения, реальный базис, на котором возвышается надстройка: формальная и неформальная организации.
При этом, любая организация – это не просто открытая система. Ее производственная деятельность невозможна без производственно-экономических отношений между организацией и всеми заинтересованными лицами: акционерами, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами, и т.д. Кроме того, члены организации часть жизни проводят в организации, а часть, большую часть жизни, вне ее. Поэтому для них важны не только производственно-экономические отношения внутри организации, важно и то, что дает организация обществу – социуму человека (в том числе и производственному социуму) и самому человеку, важны социально-экономические отношения организации и общества, организации и ее членов (развитие общества, развитие условий производства, развитие самого человека), важны социальные чисто человеческие отношения. Причем, чем выше экономический уровень общества, тем выше значимость социальных положений, они уже стали реальным фактором, базисом, наравне с производственными отношениями. И далее роль этих факторов будет все более возрастать.
Прежде чем дать структуру парадигмы менеджмента дадим определения, которые мы будем использовать:
- Заинтересованные лица - социальные группы и отдельные индивиды интересы которых связаны с организацией, общество в целом.
- Отношения – отношения организации с заинтересованными лицами.
- Социально-экономические отношения – отношения собственности, определяющие общественное устройство производства (п. 1.1.1).
- Производственно-экономические отношения – экономические отношения организации и ее членов (п. 1.1).
- Производственно-социальные отношения - неэкономические отношения в ходе производства (п. 2.3).
- Социальные отношения – непроизводственные человеческие отношения оказывающие, однако, общее влияние на производственную деятельность человека, на развитие человека и других заинтересованных лиц. Предназначение, миссия организации в обществе (п. 2.4).
Все приведенные отношения составляют базис парадигмы менеджмента, его структура и примеры его положений приведены в таблице 1.
Таблица 1. Базис парадигмы менеджмента и примеры ее положений.
№ |
Отношения |
Основные виды отношений и их некоторые примеры
|
1 |
Социально-экономические
|
Собственность на результаты производства:
• производителей.
• отчужденная собственность (отчужденные от коллектива и организации средства производства и результаты труда).
• долевая (по договору между собственником и производителями – коллективом) |
2 |
Производственно-экономические
|
Распределение результата деятельности:
• поровну (или в согласованной пропорции) между производителями (родовая община, кооперативы).
• повременная, сдельная оплата не зависящая от результа.
• повременная оплата плюс премия сотруднику при выполнении «задания» (Фредерик Тейлор).
• повременная оплата плюс процент от прибыли, зависящий от вклада работника (Генри Форд).
• как согласованная часть результата деятельности организации, определяемая по вкладу подразделений в этот результат, а далее по вкладу рядовых сотрудников (при долевой собственности) |
3 |
Производственно-социальные
|
Нематериальная взаимная мотивация:
• освещение конкретных производственных достижений членов организации (Роберт Оуэн).
• улучшение условий производства (Генри Форд).
• безвозмездная помощь от членов организации в критических ситуациях |
4 |
Социальные |
Предназначение, миссия организации в обществе.
Материальная и нематериальная взаимная социальная мотивация:
• доплаты членам организации в зависимости от стажа и семейного положения сотрудников (Генри Форд)
• материальная помощь в критических для человека случаях.
• повышение статуса, благодарности и т.д.
• развитие социума сотрудников (Роберт Оуэн).
• проведение общественных мероприятий.
• повышении престижа организации ее членами. |
Таким образом структура парадигмы менеджмента включает базис и надстройку которые мы и рассматриваем в данной статье:
- Базис парадигмы менеджмента – это сформулированные социально-экономические (п. 2.1), производственно-экономические (п. 2.2), производственно-социальные (п. 2.3) и социальные (п. 2.4) отношения организации и ее членов со всеми заинтересованными лицами.
- Надстройка – сформулированные положения формальной (п. 3) и неформальной организации (п. 4) построенные над базисом.
Надстройка вызывается к жизни и обусловливается базисом, именно базис определяет надстройку, ее особенности, структуру, т. е. надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. [2]. Критерий истинности парадигмы менеджмента – это высокая эффективность организации (удовлетворенность собственника) и удовлетворенность всех заинтересованных лиц, гармоничное развитие организации и всех заинтересованных лиц.