Практические аспекты создания стратегии и организационной структуры предприятия. Цель
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №2 2011 г.
Рассмотренная стратегическая цепочка обеспечивает создание взаимоувязанной программы мероприятий, которую требуется выполнить для достижения экономической цели предприятия поставленной собственником при создании предприятия, и определяет необходимую для этого организационную структуру предприятия. Рассмотрим, на условных упрощенных примерах, практические аспекты создании стратегии и организационной структуры предприятия.
8.1. Цель предприятия
Основополагающую роль установления цели показал еще Эмерсон в 1912г. [9]: «Первый принцип - точно поставленные идеалы и цели». Он писал: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные». Этим он во многом предвосхитил многие вопросы стратегического менеджмента.
Какие же цели и идеалы движут предприятием?
У предпринимателя две основные цели и два идеала: создать эффективное предприятие востребуемое обществом и исполнить свою миссию в обществе, и стать видным уважаемым членом общества, ну и зарабатывать, и на дальнейшее развитие своего предприятия, и на достойную жизнь. Фактически это даже одна цель, но имеющая две стороны: внутреннюю и внешнюю.
Он должен сформулировать свою экономическую цель и свою миссию в обществе.
Для определения экономической цели и миссии также необходима своя стратегия [4], при этом «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [10], и нам нужна стратегические цепочки:
• Цель (определение экономической цели предприятия) >> Политики >> Программы >> Результат (экономическая цель предприятия)
• Цель (определение миссии) >> Политики >> Программы >> Результат (миссия)
Миссия предприятия определяет (с точки зрения предприятия) какую продукцию и для какого сегмента потребителей будет выпускать предприятие. Это зависит и от состояния рынка, и от возможностей предприятия, его компетенций, политик собственника. С точки зрения потребителя миссия будет определять, какие потребности общества будет удовлетворять предприятие, его общественное предназначение.
Рассмотрим далее три варианта. Три предприятия будут выпускать одинаковые (по назначению) продукты для трех категорий потребителей: малообеспеченных (a), со средним достатком (b), с высоким достатком (c).
Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"