Проблема мотивации персонала. Внутренняя мотивация на создание активов
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Мотивация и оплата труда. 2018. №4 |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ С ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИЕЙ НА СОЗДАНИЕ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Результат деятельности предприятия — это не только получаемый им добавленный продукт (выработка), но и его собственная рыночная стоимость и развитие активов [21, 22]. Часть активов может приобретаться из прибыли, а часть — создаваться сотрудниками предприятия, и эта деятельность также должна быть мотивированной.
Создание каждого нового актива (существенной инновации) — это внутренний проект с выделением необходимых ресурсов, а итог проекта — это не сам актив (материальный или нематериальный), а результат, который получает предприятие от его практического применения. Допустим, что оно создает актив, например документацию на новый продукт. Как измерять результат деятельности по созданию этого продукта — затраченным временем или объемом документации? Конечно, нет — это неэффективно: мы получим или чрезмерные затраты времени, или большой объем документации, а персонал предприятия за производство этой продукции никак не поощрят.
О. Харт и Б. Хольстрем отмечали, что «одна возможность заключается в том, что агент (исследователь) нанимается принципалом с фиксированной ставкой, заданной принципалом (руководителем). ...Другая возможность заключается в том, что исследователь самостоятельно владеет любыми инновациями, которые он разрабатывает» [13, с. 2].
В первом случае исследователю не имеет смысла вкладывать свой труд и человеческий капитал в активы, принадлежащие собственнику и не дающие ему никакого результата. Если же он и создаст определенный ценный актив, то ему выгоднее реализовать его по хорошей цене третьей стороне — другому предприятию. Во втором случае у собственника тоже возникает риск того, что исследователь реализует свои активы третьей стороне.
На наш взгляд, для предприятия оптимальна совместная собственность на результаты использования создаваемых активов. Практически создание новых активов должно оформляться как проект, который заканчивается получением и распределением результата использования этих активов. Это обеспечит эффективное инновационное развитие предприятия.
__________________
Версия для печати