ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2023 годов
(45)Интерес человека - основа эффективности предприятия май 2023
(407)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(225)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Пять основных проблем

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

3. Пять основных проблем корпоративного управления

Изложенно выше позволяет выделить шесть основных проблем корпоративного управления:

  1. Проблема, связанная с тем, что капитал собственника не находится в распоряжении собственника и под его непосредственным управлением – проблема низкой эффективности корпоративного управления.
  2. Проблема неразложимости общих целей человека и предприятия – проблема невозможности сколь-нибудь логической формализации процесса целеполагания.
  3. Проблема, связанная с невозможность единых принципов и структур целеполагания и целеосуществления – проблема рациональности целеосуществления и организационной структуры и процесса целеполагания.
  4. Проблема нашего видение будущей ситуации, как ничем не ограниченного объем разнородной субъективной информации – проблема использования видения как цели развития предприятия.
  5. Проблема неверифицируемости исполнения контрактов с руководителями предприятия – проблема контроля деятельности предприятия собственником.

Раскроем, кратко, эти проблемы.

Первая проблема корпоративного управления связана с тем, что капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [4, с. 443]. Это показал Адам Смит еще в 1776 году, показал и что ожидать от такой ситуации: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [4, с. 605]. Показывают эту проблему и лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем: «Совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [2, с. 6]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [12, с. 1003], а акционеры могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [4, с. 691]. Таким образом первую проблему корпоративного управления можно назвать проблемой иррационального использования активов.

Вторая проблема корпоративного управления связана с неразложимостью [13] общих целей человека и предприятия в условиях неопределенности – проблема целеполагания. Общая (фиктивная) цель человека – это выживание, развитие и превосходство10. Но эта фиктивная цель ничего не говорит о том, какие конкретные предметные цели необходимо поставить. Основные цели предприятия стоящие перед собственником, например, устойчивая повышающаяся прибыль, повышение капитализации, занятие лидирующих позиций на рынке, – это фиктивные [14] цели развития и превосходства его предприятия, и это неразложимые [13] непредметные [16] цели. Ведь невозможно разложить цель получения заданной прибыли на компоненты, которые, в совокупности, и будут определять получение этой прибыли. Более того, достижение этих фиктивных целей определяет потребитель продукции, осуществляющий конечный контроль, а не кто либо другой11 [8], именно он оценивает ее своим рублем. И основная задача целеполагания – это задача превращения фиктивной непременной цели предприятия в предметную – ее разложение на предметные составляющие. Необходимо определить средства производства, рыночные продукты, приобретая которые потребитель и обеспечит предприятию достижение отмеченных фиктивных целей предприятия. Как отмечал Г. Саймон, «деятельность, называемая решением человеческих проблем, в основном представляет собой форму анализа средств, который направлен на обнаружение описания процесса пути, ведущего к желаемой цели» [17, p. 479]. А «в голом «хотел» или же «был не в силах» сама суть дела имеет значение пустой цели» [18, с. 220]. И именно то, какие средства будут приняты при целеполагании, во многом зависят и достигаемые предприятием результаты.

Главное – необходимо определить цели как предвидимые результаты и средства действуя в условиях как внутренней, так и внешней неопределенности будущего. И чем на больший период ставятся эти цели – тем выше неопределенность.

Третья проблема корпоративного управления определяется необходимостью разных принципов и структур предпринимательства и рутины, которые являются принципиально различными видами деятельности, которые должно осуществлять предприятие. Проблема целеполагания не только в неразложимости целей, а и в том, что собственник не в состоянии сформулировать адекватные цели предприятия, а наемные руководители формулируют цели исходя из своих личных интересов. Проблема целеосуществления в том, что наемный персонал также действует в первую очередь в своих собственных интересах преломляя указания руководства через призму этих интересов.

Четвертая проблема корпоративного управления – это проблема видения бизнеса. Ведь для того, чтобы создать бизнес, поддерживать и развивать его, необходимо иметь видение этого бизнеса, видение как «манящую цель» [10]. Только имея адекватное видение текущего состояния «как есть»12 и желательного состояния «как должно быть», и можно управлять развитием бизнеса. Но формирование видения, как абстрактной картины включающей неограниченный объем разнородной субъективной информации, мало что дает для управления. Необходимо формирование объективной ограниченной необходимой и достаточной системы верифицируемых ключевых положений бизнеса – только тогда возможно реальное управление развитием бизнеса.

Пятая проблема корпоративного управления – проблема корпоративного контроля – связана с тем, что собственник не только не имеет с персоналом полного верифицируемого контракта, но не имеет и возможности контроля деятельности, даже результатов деятельности персонала, контролировать решения руководителей, а соответственно и управлять активами и деятельностью предприятия. 

__________________

10 Фиктивная цель превосходства – это расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся непосредственной оценке цель, «ее нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [14, с. 34]. Это было сказано в 1920 году, а еще ранее, в 1847 году, К. Д. Ушинский отмечал, что «самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития» [15, с. 39].

11 Конечный контроль осуществляет и общество в целом, инструментами общественного контроля рыночной продукции.

12 Или видение начальной идеи бизнеса и возможных средств, необходимых для его создания.

2. Две составляющие корпоративного управления << СОДЕРЖАНИЕ >> 4.1. Причины проблемы иррационального использования активов

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
18.01.2022
Договор с компанией "Геометрика" на повышение эффективности деятельности
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

05.05.2023 Современное предприятие: организация или самоорганизация? Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 2
Статья посвящена созданию организации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность. Проблеме, актуальной более ста лет, но не разрешенной и до ... далее

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

10.01.2023 Комплексное (всестороннее) совершенствование организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги обеспечивают самую совершенную организацию деятельности предприятия Заказчика. Это организация, базирующаяся создаваемой в ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023