Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Организация с общностью интересов. Концептуальные основы
4.2. Организация с общностью интересов
Из всех капиталистов «то, что человеческие возможности ограничены не законами рынка, а законами самого общества, суждено было постигнуть Оуэну; он один сумел разглядеть за покровом рынка нарождающуюся реальность — общество» [Поланьи, 2002, с. 100]. Р. Оуэн создавал не фабрику, ориентированную на прибыль — он создавал социум со своим внутренним институтом, ориентированным на свое развитие за счет продукции фабрики, на повышение жизненного капитала социума. В его фабрике не было никаких строгих надсмотрщиков, мастеров, донимающих штрафами и взысканиями. Уничтоживши взыскания, Р. Оуэн уничтожил и награды. Рабочие сами следили за добросовестным исполнением работы, и тот из них, который работал плохо и лениво, подвергался только порицанию своих товарищей [Добролюбов, 1911, Каменский, 1998]. Рабочие работали не на прибыль хозяина, а на повышение собственного капитала, капитала семьи, капитала социума.
Но при этом без всякой ориентации на прибыль, его фабрика стала самой прибыльной в Англии.
Как отмечал М. Годелье, «социальное бытие человека больше чем совокупность его нужд или тех или иных социальных потребностей, по той простой причине, что люди не довольствуются жизнью в обществе и его воспроизводством, как другие социальные животные; они должны создавать общество, чтобы жить» [Годелье, 2007, с. 128]. И Р. Оуэн создал именно такое общество, а не просто фабрику. А высокая прибыль не заставила себя ждать. Ведь развитие, для которого и требуется прибыль, — это потребность любого социума. «Но его прозрение было забыто на целое столетие» [Поланьи, 2002, с. 100]. Скорее оно тогда было просто не осознано — оно, по совершенно непонятным тогда причинам, приводило к получению прибыли фактическим отказом от нее — вложением ресурсов не в производство, а в не относящиеся к нему сферы.
__________________ Версия для печати
|
|