Пути повышения эффективности управления предприятием
Реальное управление предприятием осуществляет не собственник, а наемный персонал, что отмечал еще Адам Смит. Уже в конце прошлого века Игорь Ансофф писал: «Цели высших руководителей компании зачастую не соответствуют целям ее акционеров» [Ансофф, с. 62]. А как отмечает уже в наше время С.И. Луценко: «Основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [Луценко, с. 162].
Проблеме повышения эффективности управления предприятием уделяли большое внимание лауреаты Нобелевской премии по экономике. Оливер Уильямсон, определил доминирование личного интереса как оппортунизм: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, проявляться ex ante и ex poste» [Уильямсон, с. 97]. Оливер Харт и Бенгт Хольстрем, отмечали, что «принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако Принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают результат предприятия» [Hart O, Holmström]. Практически оппортунистское поведение руководства выражается в получении откатов при закупках и реализации, производстве и реализации неучтенной продукции, присвоении активов предприятия через аффилированные компании, и др.
Из изложенного видно, что основная причина неэффективности управления предприятием наемными руководителями в противоположности их личных интересов и интересов собственника. И для повышения эффективности управления предприятием эти интересы просто необходимо объединить — при любом пути повышения эффективности управления. Поэтому, как отмечал Френк Найт еще в 1921 году, «в большинстве случаев функционеры высокого ранга, помимо фиксированной заработной платы, непосредственно участвуют в доходах компании» [Найт]. Это же отмечается и в наши годы: «Следует признать, что бизнес и раньше, как правило, строился на командной основе, и этот командный – «партнерский» принцип сохранился в корпоративном управлении и сегодня. <…> наблюдается тенденция к большему увязыванию уровня доходов топ-менеджеров с результатами работы компании» [Измайлова 2018, с. 435].
В наших статьях 2020-2021 годов показано, что для максимального повышения эффективности управления и этого недостаточно. Во-первых, необходимо, чтобы все руководители на всех уровнях обеспечивали максимальную эффективность управления, а не только на самом высшем. Во-вторых, необходимо коллегиальное целеполагание, а не директивное, что отмечали А.А. Богданов (1913), Дж. Коммонз (1919), Р. Сайерт, Дж. Марч (1963), И. Ансофф (1965), С. Янг (1966), В.Л. Тамбовцев (2010), и др. Только это целеполагание должно исходить не из личных разнонаправленных интересов участников деятельности, а быть в рамках ключевых положений собственника. Только тогда и возможно коллегиальное целеполагание. И это уже путь партнерского управления предприятием.
Еще один путь повышения эффективности управления — это коллективное управление предприятием, когда и средства производства, и результаты деятельности находятся в долевой собственности участников деятельности (партнеров) — это кооперативное предприятие. И кооперативные предприятия появились практически одновременно с капиталистическими. Однако коллективное предприятие, как отмечали Альфред Маршалл, Макс Вебер, Роберт Михельс, Арнольд Тойнби, Б.Ю. Кагарлицкий, и др., жизнеспособно только при малых его размерах — без выделенных органов управления. И партнерское предприятие как раз и является предприятием, позволяющим при больших его размерах, с выделенными органами управления, обеспечить самую высокую эффективность управления. Однако для этого такое предприятие должно быть сформировано как общность интересов коллектива на базе ключевых положений собственника.
В настоящей статье приведено лишь краткое изложение основных путей повышения эффективности управления предприятием, подробное описание всех путей повышения эффективности управления подробно рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (622).
В статьях приведены и две единственные методики повышения эффективности управления предприятием. Показано, что все остальные методики или являются их частными случаями, или не приводят к повышению эффективности предприятия.
Для более подробной информации по повышению эффективности управления предприятием, заказу консалтинговых услуг по повышению эффективности управления, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
Список литературы
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. 413 с.
Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.
Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 162-172.
Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб. : Лениздат, 1996.
__________________
Версия для печати