О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
08.06.2021

Пути повышения эффективности управления предприятием

Реальное управление предприятием осуществляет не собственник, а наемный персонал, что отмечал еще Адам Смит. Уже в конце прошлого века Игорь Ансофф писал: «Цели высших руководителей компании зачастую не соответствуют целям ее акционеров» [Ансофф, с. 62]. А как отмечает уже в наше время С.И. Луценко: «Основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [Луценко, с. 162].

Проблеме повышения эффективности управления предприятием уделяли большое внимание лауреаты Нобелевской премии по экономике. Оливер Уильямсон, определил доминирование личного интереса как оппортунизм: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, проявляться ex ante и ex poste» [Уильямсон, с. 97]. Оливер Харт и Бенгт Хольстрем, отмечали, что «принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако Принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают результат предприятия» [Hart O, Holmström]. Практически оппортунистское поведение руководства выражается в получении откатов при закупках и реализации, производстве и реализации неучтенной продукции, присвоении активов предприятия через аффилированные компании, и др.
Из изложенного видно, что основная причина неэффективности управления предприятием наемными руководителями в противоположности их личных интересов и интересов собственника. И для повышения эффективности управления предприятием эти интересы просто необходимо объединить — при любом пути повышения эффективности управления. Поэтому, как отмечал Френк Найт еще в 1921 году, «в большинстве случаев функционеры высокого ранга, помимо фиксированной заработной платы, непосредственно участвуют в доходах компании» [Найт]. Это же отмечается и в наши годы: «Следует признать, что бизнес и раньше, как правило, строился на командной основе, и этот командный – «партнерский» принцип сохранился в корпоративном управлении и сегодня. <…> наблюдается тенденция к большему увязыванию уровня доходов топ-менеджеров с результатами работы компании» [Измайлова 2018, с. 435].

В наших статьях 2020-2021 годов показано, что для максимального повышения эффективности управления и этого недостаточно. Во-первых, необходимо, чтобы все руководители на всех уровнях обеспечивали максимальную эффективность управления, а не только на самом высшем. Во-вторых, необходимо коллегиальное целеполагание, а не директивное, что отмечали А.А. Богданов (1913), Дж. Коммонз (1919), Р. Сайерт, Дж. Марч (1963), И. Ансофф (1965), С. Янг (1966), В.Л. Тамбовцев (2010), и др. Только это целеполагание должно исходить не из личных разнонаправленных интересов участников деятельности, а быть в рамках ключевых положений собственника. Только тогда и возможно коллегиальное целеполагание. И это уже путь партнерского управления предприятием.

Еще один путь повышения эффективности управления — это коллективное управление предприятием, когда и средства производства, и результаты деятельности находятся в долевой собственности участников деятельности (партнеров) — это кооперативное предприятие. И кооперативные предприятия появились практически одновременно с капиталистическими. Однако коллективное предприятие, как отмечали Альфред Маршалл, Макс Вебер, Роберт Михельс, Арнольд Тойнби, Б.Ю. Кагарлицкий, и др., жизнеспособно только при малых его размерах — без выделенных органов управления. И партнерское предприятие как раз и является предприятием, позволяющим при больших его размерах, с выделенными органами управления, обеспечить самую высокую эффективность управления. Однако для этого такое предприятие должно быть сформировано как общность интересов коллектива на базе ключевых положений собственника.

В настоящей статье приведено лишь краткое изложение основных путей повышения эффективности управления предприятием, подробное описание всех путей повышения эффективности управления подробно рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (71)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (626)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (218)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (259)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021).   (118)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (июнь 2021).  
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021).   (60)

Список литературы

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. 413 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 162-172.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб. : Лениздат, 1996.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Пути повышения эффективности управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

16.09.2021 15:33   Анна   Статья: Организация и управление

Для чего нужно проводить корректирующие и предупреждающие действия?


16.09.2021 17:59   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Организация и управление

Если результаты компании начинают снижаться (а это неизбежно случается при изменении ситуации на рынке, да и из-за внутренних проблем), то необходимы срочные корректирующие действия по ликвидации этих проблем, иначе компания может даже погибнуть.
Если же будет видно, что наступает угрожающая ситуация, необходимы меры, предупреждающие влияние этих угроз на результаты предприятия, чтобы избежать понижение результатов предприятия.



Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021