О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Менеджмент. Теория и практика. Методы постановки социально-экономических целей

10.01.2017
Проблемы экономики и менеджмента №1 2017

4. Первая составная часть предмета менеджмента – достижение социально-экономического результата
4.1. Методы постановки социально-экономических целей

Постановка социально-экономических целей, как отмечалось выше, должна быть основана на сопоставлении текущего собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. При этом, фактически, организация исходит «от достигнутого», только с учетом дальнейшего совершенствования деятельности (с непременными инновациями) и прогноза развития ситуации.
В предыдущем разделе отмечалось, что цель организации определяется не директивно, а тем, как организована мотивация – социально-экономическая мотивация. Если коллектив мотивирован на достижение высоких целей, он сам будет предлагать максимальные цели, предлагать их снизу.

Однако достижимость цели определяется не только мотивацией, но и неизбежными проблемами, препятствующими достижению целей. Проблемами, привносимыми как внешней, так и внутренней средой. И методы борьбы с этими проблемами, обеспечения достижения целей при возникновении проблем, имеются – это методы стратегического менеджмента, концептуальные основы которой исходят из военной стратегии [21].

Есть мнение, что: «стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему» [22, с. 463]. Это действительно философия, только она, в устоявшейся организации, выражается и в ее формальной организационной документации, и в ее корпоративной культуре.

Цели на длительные отрезки ставятся на основании анализа достигаемых ранее результатов организации и предвидения последующего развития ситуации. И достижение этих целей обеспечивается специальными методами, несмотря на изменение ситуации и непременные проблемы, возникающие во внутренней и внешней среде. Как достигать цели в условиях проблем и ограниченных ресурсов указали еще фон Нейман и Клод Шеннон [23], перефразируя их можно сказать, что нам необходимо обеспечить надежное достижение целей организации, состоящей из ненадежных элементов при противодействии внешней среды, и они показали, как это осуществить. Необходимы, во-первых, избыточные ресурсы, что уже неоднократно отмечалось в работах по менеджменту, во-вторых, соответствующее их использование.

В электронике и теории связи такое использование избыточности – это, во-первых, холодное резервирование и коды с обнаружением ошибок, когда проблему обнаруживает вышестоящая система и управляет нижестоящей, и, во-вторых, горячее резервирование и коды с исправлением ошибок, когда проблемы обнаруживаются и ликвидируются без участия вышестоящей системы. В менеджменте, аналог первого – это управление сверху, второго – это самоорганизация и самоуправление коллектива.

Очевидно, что самоорганизация более эффективна, чем управление сверху, как за счёт ликвидации потерь времени на получение информации вышестоящим руководителем и прохождения соответствующих команд, так и принятия более высоких целей. Однако самоуправление снизу работает на меньших временных горизонтах, на достижение ближних целей, тогда как управление сверху – на больших горизонтах, на достижение стратегических целей.

Наиболее предприятие подвержено небольшим проблемам на самом нижнем уровне иерархии, вероятность которых даже на очень малых интервалах времени достаточно велика. Серьезным же проблемам подвержены более верхние уровни, которые оперируют и более крупными категориями, и чем выше уровень иерархии, тем масштабнее вероятные проблемы. Только и вероятность их наступления соответственно меньше.

Таким образом, для противодействия проблемам внешней среды необходимо четкое количественное, но гибкое – с возможностью необходимой координацией, планирование сверху-вниз. Необходима декомпозиция цели организации как по всей иерархии организации, так и по временным горизонтам планирования: чем ниже уровень иерархии, тем менее крупными категориями оперируют планы, и тем менее горизонт планирования. При этом необходимо также определять и допустимый уровень загрузки – выделяемые для бесперебойной работы резервы.

Любой план, который мы составим, будет подвержен возмущениям внутренней и внешней среды, создающим проблемы его реализации. Поэтому реальный, с приемлемой вероятностью план, можно задать только на тот отрезок времени, который и определяется этой вероятностью. Обычно для рядового работника – это только день или несколько дней, для предприятия в целом – год или несколько лет, а «работник производства, думой объемлющий годы, или старший менеджер, пекущийся о часах и днях, равно неэффективны, в чем бы ни состояла их работа» [24].
3. Менеджмент и управление как наука и искусство <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 4.2. Методы достижении поставленных целей

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика"

26.01.2017 20:17  А.Игнатьев

Первая стоящая российская статья по менеджменту

04.02.2017 11:34  ДП

Почему "не наука" пишется и раздельно, и вместе?

04.02.2017 14:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

"Ненаука" - это распространенный философский термин. Принципы или критерии научности, которые позволяют отличить науку от ненауки, широко дискуссируются в философии.

15.01.2021 19:21  Валентина

Основные факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента?

15.01.2021 22:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегический менеджмент - это целеполагание и целеосуществление в условиях неопределенности на больших горизонтах управления.

При целеполагании основное здесь - это способность предвидения развития ситуации, определение предвидимых конечного и промежуточных поэтапных результатов, определение необходимых поэтапных средств и ресурсов.

При целеосуществлении - владение ситуацией, предупреждающие мероприятия (в крайнем случае - корректирующие), при необходимости - коррекция стратегии.

07.04.2021 10:37  Валерий

Основные факторы, определяющие эффективность целеполагания и целеосуществления стратегического менеджмента?

07.04.2021 14:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Таким основным фактором, определяющие эффективность целеполагания и целеосуществления, является собственник предприятия. Он определяет и внедряет в ежедневную деятельность предприятия долговременные (стратегические) ценности, нормы и принципы деятельности предприятия направленные на достижение его целей. Именно они и определяют эффективность целеполагания и целеосуществления.
Только необходимо отметить, что для того, чтобы эти ценности, нормы и принципы были внедрены, необходимо, чтобы они обеспечивали бы и достижение целей коллектива.


19.11.2021 16:27  Ольга

В каком вопросе искусство, а не наука, наиболее необходимо руководителю?

19.11.2021 17:38  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

По мнению большинства исследователей главный главный вопрос менеджмента - это вопрос единства интересов и целей собственника и наемного персонала (в общем), и руководителей и их подчиненных (в частности). Однако это единый вопрос и науки, и искусства. Если же такого единства нет, то, например, продвигаются надуманные ненаучные пути мотивации персонала по KPI, продвигаются в интересах не науки и предприятий, а только личных интересов тех индивидов, которые их и продвигают.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022