Организация: человек, стратегия, структура 5
1. Система целей организации
В 1980 г. Пригожин ввел понятие трех целей: целей-заданий (внешних целей организации), целей системы (внутренних телеономические целей организации), и целей ориентации (общих и индивидуальных интересов работников, реализуемых через организацию) [3].
Проведенное изложение дает несколько другой расклад целей организации:
- Цель учредителя.
- Внешние цели (цели-задания) – внешние цели организации, подразделения организации, каждого члена организации.
- Внутренние цели (цели системы) – телеономические потребности организации, ее подразделений, ее членов.
- Осознанные цели действия (организации, ее подразделений, ее членов), – внешние цели (цели-задания), преломленные через внутренние цели (цели системы) и разум; осознанные цели, на достижение которых в действительности и будет направлена практическая деятельность организации, ее подразделений, ее членов.
В дальнейшем, по тексту, под целями организации, подразделения, человека (без их конкретизации), будем понимать именно осознанные цели действия.
Отметим, что не все члены организации, и даже не все подразделения организации, могут разделить выработанную цель действия организации (тем более, авторитарно принятую руководителем), аналогично и цели действия подразделений, хотя, при этом, могут формально и соглашаться с ними. Точно так же, как не могут в точности совпадать цель, заданная организации цель (цель-задание), и цель, принятая организацией (цель действия). Хотя, формально, может быть провозглашено и полное совпадение целей. Однако полное совпадение целей, это идеализированный вариант, пусть даже несущественно и непринципиально, но цели все равно будут расходиться.
Простейший пример. Ремесленник получил цель-задание сделать стул. Но он не может сделать просто «стул». Исходя из своих возможностей, он ставит себе конкретную и осознанную цель действия: изготовить стул такой-то конструкции, из таких-то материалов, по такой-то технологии, и т.д., с такими-то затратами времени и материалов, которые не только окупятся, но и позволят ему развить свою деятельность. И не факт, что его стул полностью устроит заказчика. А если у ремесленника будут личные проблемы и, соответственно, завышенные цели системы, он может сделать просто табуретку. Заказчику это конечно не понравится, но свои личные сиюминутные проблемы ремесленник при этом решит.
Вопрос авторитарно принятой цели действия организации, при явном или неявном несогласии с ней подразделений и членов организации, намного более сложен. Организация может начать действовать не в направлении цели, указанной руководителем, а другом, и даже других различных направлениях, принятых подразделениями и работниками. В итоге деятельность организации будет разнонаправлена и неэффективна. Вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука». «Цель, чтобы быть эффективной, должна приниматься всеми, кто прикладывает усилия к ее достижению» [20].
С целью-заданием также имеется соответствующий вопрос. Цель-задание – это объективная потребность общества, но она вырабатывается конкретными людьми и формулируется конкретным человеком (или в конкретном документе), преломляясь через цели системы и человеческий разум. От того, как она будет выработана и сформулирована, зависит и ее действительное соответствие потребностям общества. А от того какую цель действия реально примет организация – зависит и результат – насколько результат деятельности организации будет соответствовать цели-заданию, а далее и потребностям общества. При этом реально надо рассматривать не две цели, а два дерева целей: целей-заданий и осознанных целей действия - организации, структурных подразделений всех уровней иерархии, членов организации.
Понятно, что чем больше соответствие всех целей на всех уровнях иерархии: цели-задания и цели действия организации, целей заданий и целей действия всех ее подразделений и всех ее членов, тем организация эффективнее достигнет цели, требуемой обществом, и для этого необходима организация и интеграция всех ее подразделений и всего коллектива на достижение поставленной цели.
Развитая организация (которая проводит мониторинг внешней среды) и сама может ставить себе внешние цели – выявлять потребности внешней среды – общества, и ставить цели-задания по удовлетворению этих потребностей, обеспечивать достижение этих целей, получая при этом от общества ресурсы, необходимые для поддержания деятельности и организации, и всех ее членов, для развития организации - самоорганизация.